22 ноября, пятница

Во многом тема модернизации носила политтехнологический характер

28 августа 2013 / 19:17
политолог

Я не думаю, что эта тенденция напрямую зависит от Медведева или Путина.

Я думаю, что тенденция на безмозглую модернизацию ради модернизации, которая доминировала в обществе в 90-х года прошлого века, постепенно потерпела крах вследствие разочарования в ней. У страны и ее граждан была масса надежд на то, что эта модернизация (но никто даже не может сформулировать, что это такое) должна невероятно улучшить жизнь. Эти надежды во многом оказались тщетными: мы видели глубокий кризис 90-х, проблемы начала 2000-х и прочее и прочее. И в целом общество, будучи разочарованным в модернистских лозунгах, стало постепенно возвращаться к более традиционным, базовым ценностям, к более долгосрочным архетипам. И я не думаю, что эта тенденция напрямую зависит от Медведева или Путина.

Что же касается Медведева, то его модернизация «бурлила» не в обществе, а в элитных кругах. Президент Медведев задал эту тему, его окружение ее подхватило, соответствующие эксперты ее разработали и развили, СМИ двинули в массы, а вот сказать, что это было движение снизу, потребность масс, я не могу. Во многом тема модернизации носила политтехнологический характер.

Плюс ко всему, всем было понятно, что что-то должно изменяться, но было не понятно, как именно это должно было происходить. В этом большая проблема. То есть, абсолютное калькирование с западных аналогов России не подходит, общество это не переваривает и многие практики не работают. 25-летние попытки применения этих западных практик показали: что-то у нас работает, а что-то – нет. И консенсуса по этому поводу в обществе не существует. И в этой ситуации многие считают, что следует вернуться к простым и понятным вещам.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика