18 апреля, четверг

То, что Обама сохраняет президентский пост - заслуга сильной команды его советников

22 января 2014 / 17:34
американист

Статья Путина в The New York Times почти в точности повторяла все то, что американские левые либералы говорили с 70-х годов.

Не думаю, что за пять лет произошли какие-то существенные изменения в американском культурном фоне. Осталось все то, что было и раньше, потому как преобладание модных леволиберальных настроений имеет место в американской культуре уже давно, и не Обама его привнес. Другое дело, что – для кого-то это стало неожиданностью, для кого-то было вполне ожидаемым, - какие-то спекуляции на расовых вопросах усилились: любое обвинение в адрес того же Обамы или какие-то обвинения в адрес людей, его окружающих, сразу объявляют расизмом и т.д. При этом, что опять же характерно для левого либерализма, подъем правых, консервативных чернокожих же деятелей почему-то тоже вызывает отторжение и проклятия в их адрес, но здесь о расизме уже никто не говорит. Такие двойные стандарты в оценке по расе и по идеологии, пожалуй, остались самым заметным явлением последних лет.

Если говорить о культуре, а именно о том, что мне более близко и знакомо - о кинематографе, то как в 2009 году обозначилось противостояние более левого и политкорректного, но при этом поддержанного многими миллионами и какими-то преувеличенными восторгами («Аватар»), и более традиционным американским военным кино («Повелитель бури»), где воспевается профессионализм, а политика отходит на второй план - так оно и продолжается. Таким образом, в кино продолжилось противостояние традиционного и примодненного и даже, если хотите, леволиберального.

В 2012 году это было, наверное, отчетливее всего заметно, когда возник риск для Обамы потерять свое место, и кинематограф чуть поправел. «Возвращение легенды» - один из самых консервативных фильмов последних лет. Тот же «Арго» хоть и делался либералами, но с симпатиями в адрес ЦРУ. Тогда же можно было отметить активизацию героев восьмидесятых, может быть, не чисто консервативных, но достаточно республиканских взглядов – это и Шварценеггер и Сталонне. Все это продолжается.

Если говорить о кино, был также подъем документалистики, достаточно консервативной. Это, прежде всего, такие фильмы как «Беглый раб», которые тоже противостоят левому крену. В общем, произошло то, что и должно было произойти. Есть идеологическое противостояние даже внутри самих Соединенных штатов, и внутри кинематографа, где с одной стороны миллионы и поддержка, с другой – индивидуализм и старая американская традиция.

На телевидении нечто похожее: есть только один телеканал, действительно пытающийся быть объективным – это Fox News, который хоть его проклинают и обвиняют в чем угодно, тоже по рейтингам лидирует. Это указывает на то, что все-таки преобладания ни той, ни другой стороны в этом противостоянии пока нет. Ну а то, что Обама сохраняет президентский пост, скорее можно поставить в заслугу более сильной команде советников, которые изо всех сил пытаются его образ сохранить.

Леволиберальный тренд был силен и при Буше, причем тогда это было еще более модно – вроде как почти оппозиция, а теперь, наоборот, якобы патриотизм, но патриотизм только в смысле защиты действующей власти. Кстати, когда была знаменитая статья Владимира Путина, где он критиковал «американскую исключительность», то напечатана она была в рупоре американских левых либералов The New York Times и почти в точности повторяла все то, что те же американские левые либералы говорили с годов семидесятых как минимум.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика