23 апреля, вторник

Структура новой Думы будет близка к образцу 2007 года

19 сентября 2016 / 14:24
председатель совета директоров фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»

На мой взгляд, результат вполне предсказуемый и закономерный. Явка приблизилась к 50%, что вполне удовлетворительно и соответствует всем международным стандартам. Вообще 45–48–51–52% — это вполне обычный диапазон для большинства выборов.

Мы также видим, что в последние годы во всем мире имеет место тенденция расширения практики досрочного голосования по открепительным талонам. Такое голосование составляет в США 38%, в Финляндии 33%, больше четверти в Великобритании. Во всем мире таким образом борются со снижением явки.

Мы тоже могли пойти по этому пути, но мы находимся, если угодно, в противофазе: у нас наоборот в рамках этого избирательного цикла было минимизировано досрочное голосование, его фактически не было, выдан только 1% открепительных талонов.

Обычно с этими процедурами связаны претензии к выборам, к их чистоте и легитимности. Поэтому, наверное, было правильным решением пойти в противофазе к тем тенденциям, которые существуют во всем мире. Может быть, было правильно поступиться какими-то процентами явки, но в то же время обеспечить большее доверие к выборам.

То, что в день голосования объявляли 40-процентную явку по состоянию на 18.00, а сейчас она выросла до 48%, это тоже вполне стандартная ситуация. На выборах в 2011 году явка на 18.00 была 51,7%, а в итоге доросла до 60 (процентов). Как раз за время окончательного подсчета добираются 8–9%, сейчас произошло то же самое.

«Единая Россия» получает конституционное большинство в Госдуме. Таким образом, структура нового созыва будет максимальна близка к структуре образца выборов 2007 года. Тогда ЕР во главе с Путиным набрала 54% голосов и получила в Думе 315 мест.

В последних созывах Госдумы сложилась практика определенных соглашений по формированию структуры комитетов и по достижению согласованных решений между фракциями по руководящему составу. Думаю, что эта практика будет продолжена, и это правильно. ЕР будет вести диалог с другими фракциями. Более того, помимо четырех партий, которые проходят в ГД, туда попадают представители и малых партий, как минимум двух — «Гражданской платформы» и «Родины». Не важно, что только по одному депутату, это ведь тоже партийное представительство и оно также должно быть реализовано в новой Думе.

Учитывая, что выборы прошли по смешанной системе, нельзя исключать, что возникнет вопрос о формировании депутатских групп. Если они будут формироваться, то их участие в распределении мест и постов тоже должно быть предусмотрено.

Многие политические партии в ходе думских выборов позиционировали себя как «спецназ президента» или «почтальон»: мол, донесем до главы государства ту или иную жалобу или обращение. Из 14 политических партий 12 так или иначе апеллировали к президенту и пытались завоевать тот электорат, который поддерживает Путина, но не совсем готов отдать свой голос «Единой России». Но особенностью избирательной кампании было то, что, во-первых, сама «Единая Россия» сформулировала в центральном обращении к избирателям в финале кампании лозунг «Партия президента».

И с другой стороны, сам президент в ходе избирательной кампании не раз и не два достаточно четко дал понять своим сторонникам, что именно «Единая Россия» является его политической силой, его политическим ресурсом, что это та структура, которую он создавал и на которую опирается. И, собственно говоря, это послание и партии, и самого Путина до избирателей дошло. Оно было принято и правильно понято. С чем и связан результат правящей партии на этих выборах. В том числе, произошла мобилизация именно сторонников президента в пользу «Единой России», что тоже добавило ей определенное количество голосов.

При всем этом явка в крупных городах оказалась ниже. В этом смысле база электората тех же самых либеральных партий непосредственно в ходе выборов сузилась, потому что многие из них на выборы не пришли. Если бы пришли, результат мог бы быть несколько иной.

Что касается влияния президента на выборы, то раньше у нас все-таки имел место практически совмещенный цикл парламентских и президентских кампаний, между ними было всего несколько месяцев. А сейчас ситуация изменилась, поскольку изменились конституционные сроки полномочий Государственной Думы и президента, и теперь между этими выборами довольно большая дистанция, более года. А это значит, что если раньше был режим по сути непрерывной избирательной кампании, когда одна переходила в другую, то сейчас контекст и сценарий президентской избирательной кампании все-таки будет определяться отдельно и несколько позже.

Источник


тэги
читайте также