25 апреля, четверг

Стоит обратить внимание на «Патриотов России»

28 июля 2014 / 05:52
директор Научно-исследовательского института политической социологии

Они привлекают к себе внимание там, где к ним переходят известные люди.

К предстоящим губернаторским выборам активно готовятся т.н. малые партии, которые прежде особо этого не делали. На ваш взгляд, какова их роль в начавшейся кампании? Есть ли у кого-то из их кандидатов шанс победить или это в большей степени реклама?

Шансов победить [у них] нет. Эпизодические шансы (у кандидатов из числа оппозиционеров – ред.) бывают лишь у кандидатов от КПРФ. Конкуренцию могут составить только кандидаты с историей. Те, например, кто много лет сенатором или депутатом от региона или был губернатором. Но с ними, как правило, договариваются, и они становятся сенаторами. Мы уже такие случаи наблюдали.

Малые партии на таких выборах пытаются заявить о себе, показать, что они функционируют, выдвигают лидеров общественного мнения. Это престижно. Но надо понимать, что им помогают. Если кандидат успешно собирает подписи муниципальных депутатов для выдвижения и в итоге получает  на выборах 1% - ему помогли. В этом нет ничего плохого. Но надо понимать, что такая партия участвует в демократическом процессе для того, чтобы этот демократический процесс был.

Наблюдаете ли вы качественный рост малых партий? Скажем, «патриоты» как-то с момента создания особо звезд не хватали. А «Коммунисты России» кажутся довольно активными, амбициозными.

Стоит обратить внимание на «Патриотов России» там, где к ним переходят известные люди. Скажем, если к ним кто-то пришел из «Единой России», то они имеют результат как в Северной Осетии, где в последний раз они получили порядка 26%. Впрочем, такой кандидат мог бы прийти и в «Справедливую Россию» и получить аналогичный результат.

У «Коммунистов России» хороший результат там, где  к ним перешли люди из КПРФ. Они, например, прошли в городские советы в Карачаево-Черкессии и в Адыгее. Там, где коммунисты сильны и где помимо «Коммунистов России» выдвигается партия Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), там результаты разные. Где-то КПСС берет больше, как, например, в Волгограде, где-то «Коммунисты России». При этом любопытно, что если участвует только одна из этих двух партий, то она все равно получает такой же результат. В среднем каждая может претендовать на 3%. Это означает, что они берут разные голоса.

То есть, они выступают своего рода агрегаторами?

Да, своего рода агрегаторы. «Коммунисты России» воспринимаются, как отколовшиеся от КПРФ, а КПСС воспринимается как ностальгия по СССР, как та самая партия брежневских времен.
Когда они вырвутся за 3%, начнется пересечение с электоратом из КПРФ или друг с другом. А в рамках 3% - за них голосуют коммунисты, которым не нравится КПРФ.

А есть у них перспектива к выходу за 3%?

Как только партия попадает в областную легислатуру, ей становится не нужно собирать подписи для выдвижения своих кандидатов на выборах в Госдуму. Фактически в выборах федерального парламента будут участвовать только те партии, которые раньше прошли в региональные заксы.

То есть, билет в высшую лигу?

Скорее, в первую. Высшая – это уже Госдума. В первой лиге основная борьба развернется за преодоление барьера в 3% и как следствие получение госфинансирования.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика