20 апреля, суббота

Специальности «критически мыслящий человек» нет, и не предвидится

27 мая 2013 / 01:16
заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания факультета философии НИУ ВШЭ

Есть опасность, которая коренится в самом университете. Эту опасность я назову прелестным женским именем «имитация».

Следует обращать внимание не только на те опасности, которые исходят из неких «центров зла», из «преступных клубов» и учреждений. Есть опасность, которая коренится в самом университете. Эту опасность я назову прелестным женским именем «имитация». Любые функции университета можно свести к имитации. Например, участие в формировании гражданской нации. Нельзя спорить, что это важно, однако нельзя отрицать и тот факт, что эту функцию запросто можно имитировать. Участвовать в строительстве гражданской нации – это одно, работать над тем, чтобы выпустить профессионалов, специалистов по философии – это другое. Подобные вещи не противоречат друг другу, но и не совпадают.

Но все же конкретная задача, которая стоит передо мной – это подготовка профессионалов. Профессионал – это человек, получающий деньги за свою работу. Человек, для которого профессия является признанием и оправданием. И здесь я вынужден врать постоянно, потому что я говорю студентам, что они – будущие профессионалы, а они знают, что это неправда.

Что наш университет, как и прочие университеты, имеющие философские факультеты, готовит не профессионалов, а людей, которые в лучшем случае обладают навыками критического мышления. Но нет такой специальности «критик мышления» или «критик основ существующего строя» или «критически мыслящий человек» – таких специальностей нет, и не предвидится. А есть специальность «преподаватель философии».

Преподавать философию большинству студентов просто не придется. Они либо недостаточно подготовлены, либо у них не будет мест для работы. Представьте, что потребность общества в философии будет сокращаться и дальше. Помимо всех абстрактных рассуждений это означает сокращение числа философских кафедр, сокращение курсов, сокращение участия философии в университетском образовании. Это означает, что наши выпускники действительно никому не нужны.

Я абсолютно согласен с прозвучавшим здесь вопросом «Кому это нужно?». Вопрос можно заболтать, сказав: «Это нужно для высшей цели, нужно в высшем смысле». Но когда я объясняю своим студентам, что их ждет в ближайшем будущем, я не могу объяснять это «в высшем смысле». Я должен объяснить им, какова их профессиональная карьера, какую зарплату они будут получать, в какой аудитории они будут работать: в той, которая будет их слушать и понимать, или в той, которая будет над ними смеяться?

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика