21 ноября, четверг

Реновация маршрутов городского транспорта в Москве. Что не так?

24 ноября 2021 / 12:59
президент фонда «Петербургская политика»

Сразу оговорюсь, я не могу оценить качество реформы. А волна хейта в соцсетях даже позволяет предположить про «Хорошие сапоги – надо брать». Но тем не менее..

Даже не стану писать банальности про провал системы информирования и про то, что такую схему было бы логично запускать с 1 января, чтобы дать время закапывающим под снегопад в саду гражданам время с 1-го по 13-е и не создавать эффект черного понедельника (новую схему ввели в субботу, но по достоинству оценили все только в понедельник).

1) Существующие маршруты – часть привычного мира горожанина. Которая кажется ему устоявшейся и в целом вечной – и куда менее подверженной инфляции, чем все остальное вокруг – почти как топонимы. Я бы осторожно предположил, что привычные номера маршрутов имеют свой образ, и даже вызывают эмоцию (есть же песня про 39-й трамвай, да и троллейбус "Б" - вполне себе скрепа). Люди про это редко рефлексируют, не чувствуют, что это для них ценность, но сильно переживают, когда кто-то вламывается в этот их мир. Примерно как с точечной застройкой, внезапно обесценивающий собственный двор, квартал, район. В этой модели много всего надуманного. Даже в случае топонимики мне куда комфортнее модель условного Вашингтона: с севера на юг цифровые названия улиц, с востока на запад их пересекают улицы с названиями A, B, C, D… Ничуть не хуже улицы Кадырова, сквера Каримова или проспекта Андропова. Но я бы не решился вот так запросто, без объявления войны взять и переименовать это все в Москве за одну ночь. В конце концов, комфортно должно быть не только мне.

2) Логичный шаг при проведении подобной реформы – создание спроса. Про это хорошо знают авторы рекламных роликов: сначала напугать кариесом, а уже потом предлагать зубную пасту. Вполне могу допустить, что прежняя схема маршрутов и их нумерации была несовершенна и создавалась в доцифровое время, под иначе организованные пассажирские потоки. Вполне логично было бы сначала эти проблемы обнажить и заострить, а не просто причинять добро без всякой преамбулы и прелюдии. Месяца за 2-3 раздавать анкеты в поликлиниках-МФЦ-собесах – каков был ваш маршрут, удобно ли было вам добираться, разборчиво ли объявлялись остановки.

3) Следующий естественный шаг – вовлечение граждан. Ну, или будем реалистами, не игнорирующими реалии 2021-го – хотя бы имитация такого вовлечения. Понятно, что полноценная кампания в интернете со сбором граждан о возможных маршрутах была бы малопродуктивной – хорошо бы никто не написал, и все бы оставили как есть. Но можно подумать и про другие формы. Есть замечталеьный сериал – "Международный аэропорт «Дубай»". Там показывают, как сотни волонтеров ходят по новому терминалу (каждый со своим заданием) и изучают понятность и адекватность навигационных табличек, путей попадания к той или иной точке. Можно было бы за умеренную плату нанять какое-то количество граждан потестировать схемы, пусть даже виртуально. Никто бы по итогам тестирования ничего менять бы не стал – но хотя бы появилась какая-то стартово информированная и лояльная прослойка пассажиров. Да и на первую неделю после запуска одеть их в какие-нибудь яркие фартуки, поставить на остановках – разъяснять пассажирам изменения, выслушивать их претензии, поддакивать и записывать их.

4) Про систему информирования граждан о нововведениях – найти неочевидные решения. Например, ввести бесплатный проезд на измененных маршрутах – хотя бы первую неделю. Это сделало бы реформу куда резонанснее и тоже создало прослойку тех, кто стал бы искать хорошее.

5) Провести внутренний разбор «чтонетаков» с предыдущими реформами. Серьезных сбоев во время запуска МЦД (сейчас уже все забыли, но тогда тоже пришлось экстренно вводить бесплатный проезд – когда оказалось, что терминалы не готовы). Недавнего фиаско с переименованием железнодорожных платформ. Казалось бы, технократически логичного переименования, но совершенного людьми без сердца и мозгов – как можно было переименовать станцию «Перово» в «Чухлинка» (кажется, в августе тихонько откатили обратно и вернули все, как было).

Резюмируя.

Не пользуясь ежедневно городским транспортом, я все же вижу много вполне здравых изменений – типа номерных выходов из метро, как в Нью-Йорке и Гонконге (не знаю, пользуется ли кто – но очень удобно). Но я понимаю, что значительная часть городских жителей в мировых мегаполисах не бывала (или не выходила из такси и туристических автобусов) – а, значит, особого запроса на причинение добра урбанистами не испытывает. Кажется, даже недокрученную попытку введения номерных въездов с МКАД толком не оценили и потихоньку свернули. Примерно так было с антиковидными мерами: любому зрителю «Евроньюс» было очевидно, что это мировой тренд (пусть и дурацкий), но обыватель видел в этом исключительно блажь самодурство властей.

Ценность привычного уклада жизни обывателей недооценивается иногда даже самими обывателями, однако вывод их из привычной зоны комфорта неизбежно сопровождается вспышками гнева – как при реновации. Масштаб гнева и враждебности может оказаться куда мощнее, чем сама тема – у людей накопилось немало негатива, но есть мало подходящих и легальных поводов (и тем более инструментов), чтобы его выплеснуть. Эту переменную стоит, как минимум, принимать во внимание и закладывать в расчеты.

Понятно, что любые масштабные решения в современной России и Москве возможны только в режиме спецоперации (Крым, украинская война, пенсионная реформа, реновация). Как только спецоперация дает сбой – выясняется, что власть сама особенно в себе не уверена и легко меняет решения на противоположные или реализует несколько взаимоисключающих – как уже было с ковидом, вакцинацией, QR-кодами. Поэтому никто не удивится, если реформированные жители ЦАО и ЮАО останутся с новой нумерацией маршрутов, а все остальные – с привычными старыми. По уже обкатанной ранее схеме «На лавочку в парк нельзя, а в Турцию – можно».

Источник


тэги
читайте также