Китай обозначает красные линии (как говорил наш президент по поводу Украины), за которые США не стоит заступать.
Это заявление нормальным образом вписывается в канву американо-китайских отношений последнего времени. Несмотря на прогнозы, что мир погружается в новую холодную войну, особенно на фоне украинских событий, есть заявления, иногда излишне эмоциональные, а есть реальная политика, которая чаще делается в теневом формате. У китайцев есть поговорка, аналогичная русской - «словами словами, а дела делами».
Китайско-американские отношения после встречи Си Цзинпина с Обамой в Калифорнии стали вообще более консолидированными. Так что и последнее заявление вполне ложится в эту политику. Безусловно, существуют противоречия, но сегодня обе стороны заняты выработкой парадигмы, которая бы всех удовлетворила. Китай фактически смирился с возвращением США в Азию, понимая, что США — азиатская в том числе страна, которая из-за иных причин больше внимания уделяла другим регионам.
Речь в отношениях Китая и США идет о сферах разграничения интересов. Это сложно, поскольку очень много взаимных вопросов, скажем, по поводу островов Сенкаку, которые оспаривают Китай и Япония. Но если представить, что Тайвань был бы китайским, то ситуация была бы совершенно другой и Китай вел бы себя гораздо спокойнее. Китай просто обозначает красные линии (как говорил наш президент по поводу Украины), за которые США не стоит заступать.
Китайская позиция по Украине, кстати, была довольно скользкой, лавирующей. В официальных отношениях с США Китай как бы говорил: мы не хотим вмешиваться в этот конфликт. Это и показало голосование в ООН, в ходе которого Китай воздержался. С Россией они при этом приветливы, кивают головами, но ведут очень прагматичную политику.
Когда говорят о союзе России и Китая, то не понимают, что Китаю никакие союзы не нужны. Он говорит: когда начнется война, тогда и подумаем о союзе. Причем союз не нужен ни им, ни нам. Нам не нужен, поскольку союз с Китаем настроит против нас всю Азию. Китай там никто не любит. Относятся с уважением — да. Или даже так — формат отношения к Китаю в Азии находится в промежутке от «уважаем» до «боимся» - в этом диапазоне.