Эта тенденция отчетливо проявилась на протяжении последнего года, и я не думаю, что что-то эту тенденцию способно переломить, например, приговор Навальному.
Общая тенденция заключается в снижении протестных настроений в крупных городах. Эта тенденция отчетливо проявилась на протяжении последнего года, и я не думаю, что что-то эту тенденцию способно переломить, например, приговор Навальному.
Мы видели, что за последний год, с момента избрания Владимира Путина на пост президента страны, уровень жизни в мегаполисах рос гораздо быстрее, чем в общем по стране. И это привело к снижению протестных настроений в крупных городах и к маргинализации протеста. Конечно, протесты будут, но я не думаю, что они будут делать погоду и что это может привести к повторению ситуации конца 2011 года, когда эти протесты были массовыми. Даже достаточно большое количество людей, которые вышли на улицы Москвы после приговора Навальному, - это все-таки очень небольшая часть политизированного слоя московского городского класса, который реально погоды не делает.
Большинство московских обывателей, которые выходили в 2011 году на Болотную, сегодня не выйдут ни под какими предлогами. Они предпочтут скорее поворчать на кухне, но вряд ли примут участие в протестных акциях по той причине, что им это представляется слишком опасным.
Я не жду роста протестных настроений в крупных городах, рост может произойти скорее в провинции, в малых городах. Но повестка там будет совершенно иной, она может быть менее политизированной, связанной, скажем, с ростом тарифов, другими проблемами. Опросы показывают, что уровень протестных настроений среди небогатой части российской провинции гораздо выше, чем в крупных городах. Но эти настроения не находят политического канала, и этот протест носит скорее не политический характер, а характер просьб, обращенных к власти. В редких случаях это приобретает формы политического бунта или социального взрыва.