Нынешние правила носят в значительной степени запретительный характер и, что важно, мешают как власти, так и оппозиции заниматься политической работой в период избирательной кампании.
После реформы политической системы - я имею в виду, прежде всего, либерализацию законодательства о политических партиях и возвращение прямых выборов глав регионов - пересмотр правил агитации являлся бы логичным шагом. Ведь нынешние правила носят в значительной степени запретительный характер и, что важно, мешают как власти, так и оппозиции заниматься политической работой в период избирательной кампании.
Кроме того, действующие правила организационно затратны, они требуют значительных кадровых ресурсов в период подготовки к выборам, которыми обладают только крупные игроки, и оставляют значительные лакуны в отношении использования различных технологий. Речь идет как о финансировании избирательных кампаний, так и об агитаторах-волонтерах.
В таких условиях новые партии и аутсайдеры, которые хотят донести свою позицию до избирателей, неизбежно будут пользоваться "некондиционными" технологиями и выходить за пределы действующего законодательства.
В демократических странах нет какого-либо единого стандарта правил поведения партий и кандидатов в период избирательных кампаний. Где-то приняты жесткие, детальные ограничения, как во многих европейских странах, где-то правила максимально просты и немногочисленны, как в США, где агитация разрешена, например, и в день голосования. Где-то строго регламентируются только вопросы финансирования, а условия проведения агитации максимально свободны, где-то и то, и другое.
В России, вместе с дальнейшим развитием политической системы, необходима и актуализация правил агитации и финансирования кампаний, с целью избежать скандалов и административного манипулирования. Предельно важно, чтобы правила не препятствовали развитию избирательной системы, а модернизировались вместе с ней.