26 апреля, пятница

Общественное мнение к объективной ситуации никакого отношения не имеет

03 января 2014 / 17:44
руководитель Центр социально-экономических исследований регионов RAMCOM

Опасность совсем не в том месте, где ее ищут журналисты.

Как вы считаете, в данном случае общественные настроения соответствуют реальности?

Общественное мнение к объективной ситуации никакого отношения не имеет. Показали что-то по телевизору, вот и прибавилось 2% тех, кто считает ситуацию взрывоопасной. Но от этого она не стала взрывоопаснее, чем раньше.

Если говорить о числе тех, кто опасается ухудшения уже в ближайший год – динамика куда заметнее…

Тут тоже медийная картинка. Большинство сограждан понятия не имеют, что происходит на Северном Кавказе и не очень хотят разбираться. Как минимум, уже поэтому от общественного мнения по северокавказской теме не стоит ждать объективизма.

А вы наблюдали в последнее время усиление внимания СМИ к негативу на Северном Кавказе?

Конечно. Целый год борются с хиджабами и мечетями, пугали страшными имамами. Вокруг Северного Кавказа было напряжение из-за Олимпиады, были взрывы в Волгограде, были резонансные убийства в Ставропольском крае. Кроме того, у людей в общем тревожные ожидания из-за роста доллара. Все понимают, что мы сидим на нефтяной игле, и если поток денег от этой иглы ослабнет, то по слабым местам страна может начать рваться. А пока есть поток нефтедолларов, я угроз политическому суверенитету РФ Кавказ не представляет.

Есть внутренний рынок, на котором живет население Северного Кавказа – это овощи, фрукты, зерно –  также зависит от нефтедолларов, как бюджет республик. Если денег становится меньше, напряженность растет. СМИ этот тревожный фон забрасывают другими событиями.

В январе было информационно-значимое событие: в Москве хотели провести митинг против исламофобии, обещали вывести до миллиона человек. Многих это напугало. С другой стороны, часть наших сограждан из республик считают, что вправе претендовать на большее. Ведь федеральный центр устанавливает свои правила у них дома, они взамен хотят получать равные права в других регионах страны. Люди чувствуют все это и многие воспринимают, как угрозу.

И все же, в тревожности людей большей пропагандистской составляющей или реальная подоплека тоже есть?

Я бы сказал так. Есть сформированная в медиа тревожность, которая под собой не имеет ничего серьезного. А опасность совсем не в том месте, где ее ищут журналисты.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика