20 апреля, суббота

Объективных причин для роста цен на бензин в этом году нет

12 ноября 2014 / 00:36
президент Российского газового общества, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике

У президента есть ресурс, чтобы повлиять.

Президент возмутился ростом цен на бензин в России при падении мировых цен на нефть. Профильные министры ссылаются на повышение налогового обременения для производителей и утверждают, что рост цен в рамках инфляции. Как объяснить разницу в понимании процесса ценообразования?

На фоне снижения глобальных цен на нефть объективных причин для роста цен на бензин в этом году нет. Что касается налогового маневра и повышения ставок акцизов на нефтепродукты для формирования дорожных фондов, то в этом году законодательство не менялось, да и в следующем это повысит цену только на 1 рубль за литр. Инфляция также не касается ни добычи нефти, ни переработки: зарплата в течение года не меняется, стоимость комплектующих может быть и повысилась, но ниже инфляции. Кроме того, цены на бензин обычно от инфляции отстают, а в этом году опережают.

Вообще в нашей стране инфляция (в 2014 году — ред.) выросла в основном за счет продовольственные товаров, потому что мы закупаем порядка 40% за границей. В условиях девальвации дорожает импорт, вот и растет инфляция. Но, как мы видим, цены подтягивают под инфляцию и внутренние производители. На мой взгляд, это делается ради спекулятивных выгод.

К мотивам в пользу повышения цен на бензин можно отнести только девальвацию рубля, потому что в долларовом эквиваленте выручка нефтеперерабатывающих предприятий на внутреннем рынке упала. Но объективных причин, я повторюсь, нет. Я вижу только спекулятивное желание заработать.

Конечно, в словах Новака есть логика. У нас сейчас многие заводы находятся в состоянии модернизации, чтобы перейти на производство более качественного топлива Евро-5, на это нужны дополнительные деньги. Улюкаев, который отвечает за развитие экономики и инфляцию, также комментирует ситуацию со своей точки зрения. Президент же говорит с социальной точки зрения. Ведь мы 70% нефти экспортируем, а на внутреннем рынке цены с учетом сложившей ситуации и, во избежание роста социальной напряженности, можно было бы попридержат. Ведь мы и так каждый день становимся чуть беднее из-за инфляции. А цены на бензин для нас всех важны, ведь сейчас почти в каждой семье есть автомобиль.

Как может повлиять на ситуацию ФАС?

Они могут отслеживать только сговор. А регулировать цены может только биржа. Чем больше участников на бирже, чем больше предложения, тем ниже цены. Но у нас рынок нефтепродуктов, прямо скажем, не так развит.

У президента, конечно, есть ресурс, чтобы повлиять. Он может просто собрать нефтепроизводителей и поговорить с ними по человечески, объяснить, что в нынешней ситуации нельзя задирать цены на внутреннем рынке. Так сказать, призвать их к порядку. На мой взгляд, цену сейчас повышать нельзя, чтобы не нарушить социальную стабильность.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика