28 марта, четверг

О протестах дальнобойщиков

27 марта 2017 / 20:28
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

В Петербурге у здания Смольного сожгли Ниву, где то в Тюменской области перекрыли дорогу. В общем, бастуют и злобятся.

Где-то нам на заднем фоне маячит КПРФ, уже допустившая промашку с митингами Навального, а теперь цепляющаяся за дальнобойщиков. 
И объективно для Единой России акция вроде бы и вредная. Ибо и левые критикуют за то, партия и что правительство якобы заодно с крупными перевозчиками. И правые критикуют за сбор, который не дает невидимой руке рынка поставить все на место.

Но что в реальности?

В реальности Медведев как лидер Единой России встретился с представителями крупнейших объединений перевозчиков. И после долгого обсуждения они решили, что с 15 апреля тариф в системе возрастёт не вдвое, как ожидалось ранее, а на четверть и составит 1,91 рубль за 1 километр пути (сейчас 1,53 рубля за 1 километр). Медведев обещал разработать систему скидок для грузовиков. А сегодня Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство объявило о создании рабочей группы по регулированию системы Платон. И пригласила туда все организации-перевозчиков дя разработки проекта. АСМАП, Грузавтотранс, РАДОР, РАС уже приняли приглашение и работают в группе.

Напомню, что к Медведеву на встречу также пришли крупнейшие игроки, объединяющие 90% рынка перевозок.

То есть, бизнес понимает, что надо разговаривать и договариваться. А единичные радикалы — отказываются платить в принципе. Бизнес пришел и сократил вчетверо размер повышения оплаты. А отдельные маргиналы жгут покрышки и Нивы в Питере, а также перекрывают дороги.

Почему и в чем дело? Дело в том, что рынок грузоперевозок привык жить в черном сегменте — что ты там везешь, куда, и сколько — никого раньше не волновало, кроме гаишников на постах, да и те за мзду что угодно куда угодно пропускали. Черный сегмент — это наличные. Это отсутствие отчетности, и, конечно, отсутствие контроля. В этой ситуации и заработки водителей тоже напрямую зависели от того, честный ли контрагент или нет.

Но с развитием технологий эпоха частника ушла в историю. И теперь ключевая здесь — это фигура «диспетчера». Иногда на диспетчеров приходится два конца. То есть, водитель получает порядка 30%, а остальное у него забирают диспетчера «давшие заказ». Ситуация не нормальная, конечно. И вопрос надо решать вместе с профильными структурами.

Кто кричит громче всех? Чаще всего предприятия неэффективные, у которых мало машин, и машины эти в плохом состоянии. Водители там непрофессиональные, аварии часты и тому подобное. Но вот они как раз громче всего и слышны. Они требуют, чтобы все оставалось по старому, чтобы не фиксировались простои, чтобы не фиксировался трафик, чтобы не платить ни за что.

Вообще, никто не любит платить. Тем более, платить налоги и сборы. Но цивилизованное общество отличается от нецивилизованного, что в первом граждане способны осознать логичность оплаты за услуги или платы за принесенный ущерб. Перевозчики сильно наносят ущерб состоянию дорог. И это несомненно.

Далее, нам рассказывали, что после введения Платона цены скаканут вверх в разы. Рост цен по итогам введения Платона составил десятые доли процента на все товары. Иного и не могло быть — фура перевозить 20 тонн масла. В пачке масла — 50 грамм. Итого — 400 тысяч упаковок. На сколько увеличится цена одной пачки? Задача для школьника, право слово. И такое ощущение, что раньше цена на перевозки не включалась в стоимость товара... Более того, теперь предприятиям, к примеру, выполняющим госзаказы довольно просто четко обосновать расходы на перевозки при доставке грузов — вот здесь платим столько и столько, пробег такой то такой то, расход бензина такой то, стоимость работы водителя такая то, амортизация такая то.

И положив руку на сердце, надо сказать, что если бастующие уйдут с рынка, жалко не будет. Этот весь «дагестанский дальнобой», «питерские поджигатели», «тюменские блокировщики». Думается мне, что без них на рынке стало бы куда лучше работать. К сожалению, такого не будет — а будет так, что покричат, и разойдутся. А тем, кто реально работает — они, конечно, будут мешать работать.

Как говорится, после переговоров с Медведевым, настоящие дальнобойщики, у которых есть заказы, поехали работать, а безработные крикуны побежали снова на баррикады.

Понятно же, что в первую очередь надо смотреть на интересы тех, кто работает.

Что должно быть учтено все же из требований тех, кто на баррикадах? Размер и вообще сама система штрафов. Но желание решить его есть и будет. Хотя вот уклонисты от Платона могут не сомневаться, если в целом обществу перевозчиков пойдут навстречу, то уклонистов будут драть по полной.

Да, кстати, напоследок. Правовое управление Администрации президента дало отрицательный отзыв на законопроект о введении платного въезда в города. Так что любители порассекать на своей машине по улицам Москвы из других регионов могут быть спокойны — в город всегда можно будет въехать и прокатиться по его красивым улицам.

Источник


тэги
читайте также
колонка