В развитие темы про губернаторские выборы. Обсуждать их конкурентность или неконкурентность без отрыва от политического контекста, политического графика и силы самих врио - нет смысла.
Уровень конкуренции вообще-то зависит от уровня конкурентов. Самые конкурентные по числу кампаний губернаторские выборы были в 2015 году почему?
Во-первых, на горизонте уже маячили выборы в Госдуму по одномандатным округам через год, на которые парламентские партии и их региональные лидеры рассчитывали.
Во-вторых, к тому моменту уже сложилась практика политических коалиций (договорённостей, разменов - нужное подчеркнуть) с парламентскими партиями, в которую те в целом поверили и на которую, возможно, тоже рассчитывали перед выборами в ГД.
По обеим причинам у оппозиции были резоны проявить себя на тех губернаторских выборах.
Из двух десятков выборов 2015 года реально конкурентными, наверное, были:
- Иркутская область (стала таковой по ходу кампании по внутриэлитным, внутрирегиональным причинам)
- Омская область (год спустя кандидат КПРФ на выборах в ГД из своего прошлогоднего результата выгоды не извлёк по внутрипартийным причинам, но сама КПРФ получила освобождённый округ)
- Амурская область (оппонент не особо и боролся за второй тур, но через год ЛДПР и сам кандидат получили освобождённый округ)
- Марий Эл (раскачав слабого губернатора в 2015 году с помощью "варяга", местный лидер КПРФ в 2016 году выиграл округ при федеральном контроле за честностью подсчёта голосов, а спустя полгода и губернатора не стало)
В отдельных регионах, которые могли бы стать остро конкурентными, сработала практика политических разменов с прицелом на выборы в ГД (Чувашия).
Сейчас, в 2017 году, на горизонте нет федеральных выборов, где парламентская оппозиция могла бы проявить себя (исход президентских для всех предрешён). А КПРФ и СР по-прежнему приходят в себя после тяжёлого поражения на думских выборах.
Практика же политических коалиций требует переподтверждения ещё с той поры, как СР ещё в 2016 году потеряла "своего" губернатора в Забайкальском крае.
И хотя в Севастополе такой размен с кандидатом "Партии Роста" сейчас осуществлён, в воздухе висит вопрос: что такого в регионах сделала парламентская оппозиция за время с думских выборов, чтобы её обязательно включали в коалицию?
Поэтому сам политический календарь подсказывает, что реальной конкуренции на региональных выборах нужно ждать только в сентябре 2018 года, когда предстоит вторая по сложности волна партийных выборов в ЗС.