30 апреля, вторник

Меньше всего проблема связана со СМИ

02 марта 2014 / 22:45
руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья

Психологи в школе, зачастую, занимаются нереальными проблемами.

В России подобный инцидент, когда школьный конфликт оборачивается такой трагедией, скорее, редкость. Но об ухудшении ситуации в детско-подростковой среде говорилось неоднократно. На ваш взгляд, учитывая положение дел, было ли такое ЧП ожидаемо и стоит ли ждать рецидивов?

Все это было ожидаемо. Но ожидаемо только теми, кто проблемой насилия и агрессии серьезно занимается. А поскольку у нас в стране этим на нормальном уровне занимается очень немного людей, то и ожидание это не среди всех. И нужно понимать, что подобное будет еще [происходить].

При том, меньше всего проблема связана со СМИ. Я уже не первый раз слышу, что, дескать, у нас показывают американцев (имеется в виду стрельбу в школах США – ред.) и вот теперь это же и до нас дошло в форме такого подражания. Так вот: это не вопрос подражания.

Жизнь в едином информационном поле -  это уже неизбежность: происходит где-то землетрясение, убийство или что-то еще и мы тут же это видим. Я вас уверяю, что в США точно также будет в новостях рассказывать про стрельбу в московской школе и показывать все эти кадры. Все знали и видели норвежского Брейвика (расстрелял в Осло туристов – ред.), опять же все видели нашего Виноградова (расстрелял в Москве коллег по офису – ред.). Это все конечно воздействует на психику, заражает, но все же это вещь фоновая. Важно это правильно комментировать и показывать, с тем, чтобы минимизировать негативный эффект: как способствующий повышению агрессивности, так и  посттравматический. Потому что многие, кто смотрит такие новости, переживают так сильно, что у них через некоторое время можно наблюдать ярко выраженные симптомы посттравматических стрессовых расстройств, характерных для участников боевых действий.

Важно больше внимания уделять психическому здоровью населения. Нужно выстраивать некий разумный способ построения психологических служб. От того, что психологи или психиатры что-то знают [о рисках тех или иных событий], это не значит, что их кто-то слушает. В СМИ психиатрические клиники называют «дурилками», дурдомами», «психушками». Это способствует тому, что в школе, например, обращение ребенка к психологу стигматизирует его (имеется в виду за это он может подвергнуться насмешкам одноклассников – ред.). Учитывая такое отношение, кто-то из родителей захочет обратиться со своим ребенком в клинику, где, по версии СМИ, одни убийцы в белых халатах и нацистские преступники?

У нас в Центре есть отдел, который проводит мониторинг отношения прессы к психиатрии, врачам-психиатрам, лечению психиатрических болезней. И каков итог: врач – это не престижно, работать в клинике психологом – тоже. Психологи с большим удовольствием идут работать в консалтинговые компании, где ниже мера ответственности.

Возможно ли готовить школьных учителей распознавать признаки психологических отклонений у учащихся с тем, чтобы отличать обычную обиду от реальной угрозы?

Конечно. Это вопрос организации. В Москве 3-4 ВУЗа, не включая Университет, которые способны быстро разработать такие программы и готовить людей. Но это должна быть не одноразовая акция - конечно, сейчас по горячим следам все будут подгонять давайте-давайте – а нужны регулярные курсы повышения квалификации учителей. Речь не о том, как лучше преподавать, запоминать, не психологию мышления, а элементы клинической психологии, элементы консультативной психологии.

В школе должен быть, по крайней мере, человек, который высказывает свои подозрения, что тот или иной ученик ведет себя странно, его следовало бы протестировать, побеседовать с ним. Особенно важно это делать в период экзаменов – это очень стрессогенная вещь.

На деле же психологи в школе, зачастую, занимаются нереальными проблемами. Иногда их работа сводится к тому, чтобы сделать того или иного ученика стукачом.

США, например, зачастую, называют нацией, «подсевшей» на психологов. Но именно оттуда весь мир узнал о стрельбе в школах. Как это объяснить?

Там занимаются т.н. psychobabble. У нас его переводят, как психотреп. И там, в основном, взрослые ходят, да и то не все.

Если бы там на таком же уровне действовала наша отечественная психиатрия образца лет 20-25 назад, то историй, которые у них происходят, никогда бы не было. Когда человек сидит на лекарствах, а ему врач разрешает куда-то уходить, а он идет в университет и расстреливает всех подряд. У нас бы его уложили, потому что он опасен и для себя и для окружающих. Правда, постперестроечная волна и изменившееся законодательство в этой сфере в последние годы привело к тому, что каждый из нас хоть раз слышал: он вас обещал убить, но не убил же. То есть это две крайности. И вопрос поиска правильного пути, умения своевременно диагностировать и выявлять потенциально опасных людей стоит в равной степени и для нас и для американцев.

Но в США они стараются разрабатывать новые методики, пишут работы на эту тему. Если у нас всего существует 10-20 работ по школьному насилию, да и то большинство из них некачественные, то в США ежегодно можно прочитать 200-300 новых работ по этой теме. Пишут их детские психологи, школьные, университетские.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика