От Украины можно ждать частичной национализации российской госсобственности.
Закон о санкциях устроен хитро: в нем перечислены возможные виды санкций, но сам он санкций не вводит, а дает право их вводить Совету национальной безопасности и обороны Украины. В СНБО сейчас есть эти знаменитые списки — 65 юридических и 172 физических лица. В числе 65 юридических лиц компании с долей российского капитала более 50 процентов, физлица — российские чиновники и политики, но не все — скажем, далеко не все депутаты Госдумы, проголосовавшие за вхождение Крыма в состав России.
Закон создает риски для российского бизнеса на Украине. Я не думаю, что будет какая-то тотальная национализация. Вернее, она возможна в качестве ответной меры, скажем, на национализацию в Крыму, где в российскую собственность перешла госсобственность, но частные предприниматели сохраняют свои активы. Впрочем, могут быть и иные, помимо национализации ограничения для российского бизнеса.
Я полагаю, что СНБО будет довольно долго рассматривать вопрос о том, как санкции применять. Сам этот закон нужен в качестве инструмента для торговли с Россией. Торговля пока не ведется, но на нее рассчитывают. Украина показывает, что у нее есть инструмент, помимо заступничества Запада.
Правда, режим санкций заработал еще до их принятия. Еще до введения санкций было прекращено военно-техническое сотрудничество с Россией. Прекращено, впрочем, формально на бумаге, но говорят, что некоторые поставки все же ведутся, по всей видимости, в особенно критичных для России областях и с целью не допустить остановки украинских предприятий.