В условиях конкурентной борьбы каждый из них имел бы на выборах проблемы.
Проблемы названных вами губернаторов – это производная от их невысоких личных рейтингов. Люди, которые сейчас проходят процедуру переназначения, наименее популярны из числа губернаторов. Самый непопулярный из них Михайлов, потом Ковтун, следующий Орлов.
Есть серьезная проблема, связанная с отношением к ним не только населения, но и части элит. Досрочные выборы, должны решить проблему с элитами. По сути, так посылается сигнал, что ставка сделана, и лодку предлагается дальше не раскачивать.
В случае Михайлова, Орлова и Ковтун ходило множество слухов о возможной досрочной отставке. В основном их распускали их политические оппоненты. Так что для них досрочные выборы – это возможность обнуления ситуации и получения ситуативного если не консенсуса, то перемирия.
В условиях конкурентной борьбы каждый из них имел бы на выборах проблемы. Вопрос – готов ли кто-то им бросить вызов, потому что тема избираемости начинается одновременно с темой конкуренции. При отсутствии конкурентов тема избираемости закрывается. В 2014 году изберут всех, но трудности определенные могут возникнуть.
Если говорить о Калмыкии, то известно, что Илюмжинов в выборах участвовать не будет. Да, у Орлова будут проблемы с получением убедительного результата, но кампания пройдет по референдумному типу. У действующего главы есть все шансы.
Интереснее ситуация с Толоконским. Тут две гипотезы. Согласно первой, в Красноярске есть силы, которые могут бросить ему вызов. Например, есть уважаемый, авторитетный человек Анатолий Быков. При этом всем известна нелюбовь красноярцев к варягам, тем более, что Красноярск в каком-то смысле конкурент Новосибирска. Поэтому Толоконского могут встретить неласково.
Но по Быкову пока непонятно: он реально готов бороться с Толоконским или набивает себе цену, подводя ситуацию под Рязанский сценарий (на выборах 2012 года действующий губернатор Олег Ковалев предложил своему главному конкуренту Игорю Морозову за отказ от участия в выборах выдвижение его в Совете Федерации – ред.). Мне пока кажется, что Быков как человек здравый должен понимать, что нельзя бороться с каждым новым губернатором. Когда он заявлял, что будет принимать участие в выборах до отставки Льва Кузнецова, лично мне было понятно, что он посылает сигналы федеральному центру, напоминает об электоральных проблемах Кузнецова. Сейчас он поднимает ставки, но в итоге пойдет на переговоры.
Тут можно вспомнить Девлетхана Алиханова в Карелии. Он пережил множество глав и в итоге конфликтовал с последним губернатором Александром Худилайненом. Для Алиханова место в сенате было предметом мечтаний. Он стал бы вторым лезгином в сенате. Это статусный вопрос. Но многие сочли, что эта ставка слишком высока.
Так что Быков должен понимать, что это создало бы очень сильные проблемы не только ему, но и региону. Так что, думаю, здравый смысл восторжествует, а сейчас он просто поднимает ставки.
Что касается Ковтун. Во многих регионах, где происходят всевозможные внутриэлитные разборки, силы которые борются с губернаторами, будут заниматься шантажом, предлагать различные способы договориться. Такие кампании могут принять договорной характер. То есть люди, которые раньше рассчитывали что-то получить от этих губернаторов сейчас попытаются сделать второй заход. Может быть, даже в итоге у них что-то и получится.
Вот у кого реально намечаются трудности, так это у губернатора Республики Алтай Александра Бердникова. У него до сих пор нет штаба, он не самый публичный политик, там есть раскол элит, в том числе, по национальному признаку. Сам он драйвером своей кампании он быть не может, а внешнего – нет. Пока все ограничивается накачкой.
При этом есть люди, которые готовы с ним конкурировать. Если верить социологии, которая у меня есть, по крайней мере, у одного из конкурентов Бердникова есть шансы на второй тур. Если оппозиция объединится вокруг самого рейтингового кандидата, то у действующего губернатора могут быть проблемы. При этом, там есть потенциальные кандидаты, которые могут самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр.