Центральному банку России надо добиваться синхронности своих действий с текущей ситуацией в мировой экономике.
Решение проблемы демонетизации и ремонетизации экономики России становится особенно важным в свете следующего обстоятельства: в мировой экономике сегодня происходят изменения поистине тектонического характера, которые приведут к глобальным экономическим переменам уже в ближайшие десятилетия и даже годы.
Крупнейшие страны мира предпринимают самые активные действия для того, чтобы не отстать от этого динамичного развития. Улучшение ситуации в мировой экономике явилось отражением улучшений в экономике США. Для этого Федеральная Резервная система США и американское правительство реализовали ряд стратегических инициатив:
В феврале 2013 года Президент США Барак Обама провозгласил «manufacturing revival» – возрождение американской промышленности – как стратегическую цель правительства США. В декабре 2013 года правительство США подготовило к вступлению в действие новые правила регулирования банковской деятельности, известные как «Volcker rule», которые заменят закон Грэмма-Лича-Блайли 1999 года. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что процесс возврата производства («re-shoring») приведёт в итоге к созданию миллионов рабочих мест. Этот процесс ускорится с началом промышленной добычи американского и британского сланцевого газа.
Россия не должна и не может долго оставаться в стороне от разработки и осуществления аналогичных мер. Ведь экономика России несопоставимо мала, даже ничтожна, по сравнению с экономикой ведущих стран мира. Это легко можно видеть по ряду примеров. Так, премьер правительства России Дмитрий Медведев сообщил, что на подготовку Олимпиады в Сочи-2014 Россия потратила около 50 млрд. долларов США за семь лет. И это в масштабах экономики России является гигантской цифрой. В то же самое время только Федеральная резервная система США расходовала на поддержание рынка ценных бумаг США 85 млрд. долларов США ежемесячно!
Поэтому надо усиливать максимальное наполнение экономики России денежными средствами, препятствуя её демонетизации и стимулируя обратный процесс – ремонетизацию. Это является проблемой не только России, от этого не свободны и страны Европейского союза. Глава МВФ Кристин Лагард отметила, что дефляция может серьезно навредить экономическому росту европейской экономики, поскольку цены и стоимость активов продолжают падать.
Однако нельзя забывать о конкуренции в мировой экономике и о том, что Запад нацелен на возвращение экономического, политического, идеологического лидерства к западным странам. Другим же странам придётся вновь стать зависимыми от Запада, а их экономика вновь станет лишь производной от западной. Это означает, что, вне всякого сомнения, Запад будет добиваться не только прогресса своей экономики, но одновременно и усиления отставания стран с переходной экономикой (БРИКС). Одним из способов выполнения этой задачи является демонетизация в форме финансового обескровливания экономики стран БРИКС и, в частности, России.
Для стран БРИКС наступают сложные времена. Их экономика неразрывно связана с Западом. Однако эра легкого заимствования денег на Западе для осуществления масштабных инвестиций закончилась. Начинается разрыв между экономически развитыми странами и странами с переходной экономикой (БРИКС), обусловленный так окончательно и не преодоленным их технологическим, интеллектуальным, образовательным, научным и промышленным отставанием от развитых стран Запада.
Резкое обесценение в начале 2014 года национальных валют стран БРИКС, включая российский рубль, многих застало врасплох. Анализ причин столь синхронных валютных потрясений сразу в нескольких странах, проведенный Центром политического анализа ИТАР-ТАСС показывает, что валютные кризисы - это отнюдь не случайность. Всё это - пока лишь первые результаты долгосрочной политики Федеральной Резервной системы США (ФРС).
Нельзя рассматривать кризис на российском валютном рынке изолированно от глобальных процессов в мировой экономике. В настоящее время по инициативе и в интересах западных стран в мировой экономике происходят коренные изменения, которые призваны вернуть экономическое лидерство странам Запада. К их числу относятся, в частности:
- восстановление промышленного производства в западных странах, в том числе за счёт их возврата из стран БРИКС;
- организация масштабных инвестиций в экономику Запада, в том числе за счёт возвращения инвесторов с фондовых рынков стран БРИКС.
Важнейшую роль в реализации этой политики играет ФРС США. Среди основных перед ФРС сегодня стоит задача ориентации интересов инвесторов на Запад путём создания системы положительного стимулирования инвестиций со стороны западной экономики и, одновременно, их негативного стимулирования со стороны стран БРИКС. Анализ ситуации привёл к выводу, что инициативы ФРС представляют собой часть единой системы мер (включая политические).
Поэтому сегодня стратегическая цель Запада и ФРС – подстегнуть экономику США и постепенно остановить экономическое и технологическое развитие остальных стран, которые отныне должны перестать быть серьёзными конкурентами Запада. Такая политика неминуемо приведёт к экономическому и затем – социальному регрессу так называемых emerging markets countries (стран с переходной рыночной экономикой, т.е. стран БРИКС). Такие выводы подтверждаются признаниями, которые публикуют крупнейшие СМИ Запада.
Кроме того, ослаблением национальных валют стран БРИКС США частично решают проблему своего гигантского внешнего долга. Например, утверждается, что именно страны БРИКС создали значительную часть гигантского долга США, потому что они массово закупали и продолжают закупать доллары США для создания резервов для поддержки своей национальной валюты. Это приводит к тому, что доллар становится всё дешевле, что уже привело к низкой неконкурентоспособности американских компаний. В свою очередь, это приводит к отсутствию высокооплачиваемой работы и росту безработицы в США.
Таким образом, вне всякого сомнения, речь идёт об очевидном манипулировании Западом мировой экономикой через национальные валютные рынки. Важнейший принцип этого – усиление демонетизации экономики других стран.
Что касается России, то в основе кризиса на российском валютном рынке лежит комплекс следующих причин:
1. Отказ Центрального банка России от поддержки курса российского рубля.
2. Рост недоверия к банковской системе России в связи с увеличением случаев отзыва банковских лицензий.
3. Дефицит средств для выполнения майских 2012 года указов президента.
4. Отток средств инвесторов из России.
Первые три причины стали результатом инициатив экономического блока правительства, в первую очередь, Центрального банка России. Однако они оказались совсем не к месту в свете реализации новой монетарной политики ФРС и только внесли дополнительные проблемы. Независимо от первоначальных замыслов, эти меры только спровоцировали бегство от рубля и активизировали демонетизацию экономики России. Таким образом, ситуация с кризисом российского рубля ухудшалась не только по вине Запада, но и по вине экономического блока правительства.
Сегодняшняя стратегия нового руководства Центробанка и Минэкономразвития уже не соответствует сложившейся ситуации в экономике и потому должна быть изменена. Однако становится всё более очевидным, что у Центробанка и Минэкономразвития на этот случай до сих пор нет никакого плана действий. Причиной этого является, скорее всего, то, что у руководящих банкиров и экономистов России пока нет полного понимания происходящего. Бросается в глаза несогласованность руководителей экономического блока правительства во всем, включая публичные заявления. Даже США недоумевают по поводу состояния прострации, в котором находится руководство экономического блока правительства России.
Тем более неправильно и непрофессионально так откровенно заявлять о зависимости рубля от состояния западной экономики и западных валют, как это сделала Эльвира Набиуллина. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорит как о чём-то неизбежном, что ситуация в экономике постепенно восстановится, и что инвесторы вернутся. Однако до официальных лиц ещё не дошло понимание того, что, по замыслу Запада, цикличности процесса миграции инвестиций больше не предполагается. То есть возвращение инвесторов в Россию становится всё менее вероятным.
Экономическими руководителями страны не учитывается факт, что столь заметное снижение курса рубля неизбежно приведёт к многочисленным негативным социальным последствиям в виде, например, роста цен на импортные товары и, соответственно, скачку инфляции. В случае значительной девальвации российского рубля выигрыши для экономики России окажутся гораздо меньшими, чем потери. Некоторый рост бюджетных доходов от экспорта за счёт роста курса доллара США может привести к образованию дополнительных фондов средств для обеспечения тех социальных расходов, которые были предусмотрены указами президента Владимира Путина. Но этот положительный эффект будет незаметен на фоне роста цен на практически все основные товары для населения.
Центральному банку России надо добиваться синхронности своих действий с текущей ситуацией в мировой экономике. Более того, следует действовать на опережение событий, чтобы не быть застигнутыми врасплох, как в этот раз (увы, это происходит не впервые).
Каковы наши предложения?
1. Потребовать от экономического блока правительства учитывать в своей деятельности основные тренды в мировой экономике и разрабатывать экономическую политику в соответствии со стратегическими направлениями развития мировой экономики.
2. Создать альтернативную финансовую систему России, способную обеспечить в условиях колебаний финансовых рынков стабильную деятельность таких стратегических сфер жизнедеятельности, как образование, здравоохранение, оборонная промышленность, армия, пассажирские перевозки и т.д., которые, как показала практика, не могут вписаться в рыночные модели, потому что не ставят своей задачей получение прибыли.
3. Для стран БРИКС целесообразно будет выработать совместную долгосрочную программу как противодействия политике ФРС, так и поддержки своих валют. Для этого следует наладить координацию совместных действий по предотвращению демонетизации каждой национальной экономики стран БРИКС в условиях стремления ФРС добиться максимального оттока инвесторов с этих рынков.
4. Необходимо использовать доступные инструменты для роста всех финансовых показателей экономики России и достижения относительной сопоставимости экономики России с ведущими странами мира.