26 апреля, пятница

Это базовое соглашение, которое позволит создать единый рынок

30 мая 2014 / 02:15
доктор экономических наук, руководитель отдела экономики Института стран СНГ

К 2018-2020 году мы уже должны ощутить абсолютно безбарьерное перемещение товаров, услуг, труда и капитала.

Подписанный договор создает базу для нового этапа развития, переход к формированию нормативно-правовых основ, условий развития четырех свобод. Это, по сути, базовое соглашение, условия исполнения которого позволят создать реальные условия функционирования единого рынка. До этого, что происходило в рамках соглашения по Таможенному союзу, можно считать этапом подготовки к сегодняшнему подписанию.

Таможенный союза предполагал, и в итоге создал условия для свободного перемещения товаров, безбарьерного перемещения, унификации общих правил, но все это касалось только лишь движения товаропотоков. При этом мы не затрагивали основополагающие проектные принципы экономической интеграции: кооперация в производственной сфере, финансовой сфере, технологической, научной. То есть, не происходило сращивания экономик на микроуровне. В большей степени мы говорили о макроэкономическом регулировании и переориентации торговых потоков. Соответственно реально почувствовать все это во всех отраслях экономики было невозможно.

Впрочем, подписанный сегодня документ также не позволит ощутить нам интеграционные эффекты через год и даже пять лет. Документ из 700 страниц предполагает секторальное урегулирование вопросов, связанных с созданием свободы перемещения в отдельных отраслях. То есть поэтапно будут рассматривать нефть и газовый рынок, потоки финансов, промышленное производство, машиностроение, судостроение. Каждая отрасль отдельно. Возможно, эти процессы будут идти параллельно. Так поэтапно будет происходить объединение макроэкономического регулирования.

По договору предполагается, что начало работы по отдельным протоколам отдельных отраслей начнется с января 2015 года. Подготовительный этап, предположительно, займет около 2-3 лет, то есть 2017-18 годы, когда начнется поэтапное формирование реально действующих механизмов, которые будут создавать свободы перемещения. По топливно-энергетическим ресурсам – наиболее болезненной для России отрасли – этот период планируется завершить только к 2025 году. Речь о изъятиях, которые ежегодно приносят в бюджет России до $4 млрд. Отменить их сейчас в условиях сложной экономической ситуации чревато проблемами. Россия на это пойти не может. Отсюда достаточно много неурегулированных спорных вопросов, которые затрагивают национальные экономики стран-участников.

Документ позволяет надеяться, что в течение указанного периода будут поэтапно сниматься барьеры передвижения, будет создаваться единое экономическое пространство, как это и свойственно уровню интеграции экономического союза.

В итоге к 2018-20 годам мы уже должны ощутить абсолютно безбарьерное перемещение товаров, услуг, труда и капитала. Не ранее.

Еще один момент, указанный в договоре, - все спорные момент остаются в рамках урегулирования двухсторонних соглашений стран-участников. Например, спор между Россией и Белоруссией по поводу изъятий по газу и нефти. Это вопросы между Россией и Казахстаном по урегулированию рынка зерна. Это те случаи, когда одна страна уступает либо донорам, либо реципиентам, либо остаются конкурентами по отношению к рынкам других стран.

В итоге мы будем иметь однозначно планомерный характер исполнения этого договора, а, скорее всего, несколько скачкообразный характер, когда страны смогут идти на уступки друг другу .

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика