28 марта, четверг

Чтобы понять, что дети не знают русский язык и математику, не нужен ЕГЭ

23 июня 2014 / 18:31
учитель истории в школе №666, Учитель года Москвы – 2004

ЕГЭ выявил реальную картину среднего образования в России.

По статистике во всем мире количество неудовлетворительных оценок по основным предметам или, точнее, двоек по обязательным предметам обязательного образования составляет порядка 20-23 процентов. В этом году, после того, как были проведены экзамены по обязательным математике и русскому языку, было выявлено количество детей, чей уровень знаний оказался ниже установленного минимума. В итоге порог был снижен до 24 баллов для русского языка и 20 – для математики. Получилось приблизительно 1,5 процента детей, не освоивших школьную программу. Они не получат аттестаты. Те же, у кого двойка была только одна, вчера этот экзамен пересдавали, чтобы получить аттестат и спокойно поступить в колледжи.

Для того чтобы понять, что дети не знают русский язык и математику не нужен ЕГЭ. Ни для кого не секрет, что определенная часть школьников по совершенно разным причинам даже на базовом уровне не могут справиться с заданиями из части «б» экзамена по математике и части «а» экзамена по языку. Так же было и советские годы, и в 90-е. Только в советское время мы закрывали глаза и, выпуская, ставили им тройки. В прошлом году большинство из них просто-напросто все списало. А в этом году ужесточение мер контроля за проведением Единого государственного экзамена, позволило нам получить картинку, которая, скажем так, приближена к реальному положению вещей. Это нормально. Так было всегда. Думаю, на основании всего этого нужно сделать выводы, принять решения и двигаться дальше.

То есть, мы просто впервые решились взглянуть правде в глаза?

В общем, да. Есть такая оценка - двойка. Мы просто забыли о ней, систематически забывали о  ней всегда – потому что и в советское время, и в 90-е учителю запрещали ставить двойку, а сегодня у нас стали рутиной истории вроде прошлогоднего скандала со стобалльниками: списали, и бог с ними. Двоек практически нет. И зачем нам тогда вообще объективность в системе образования? Да, дальше необходимо принимать меры по исправлению ситуации.

В фундаментальном смысле? То есть добиться, чтобы дети лучше учились?

Именно так. Чтобы дети лучше учились. Чтобы лучше учили педагогов, которые будут учить этих детей. Процент двоек – это дети, которые по физическим своим свойствам попросту не могут осилить даже элементарную программу. Это дети, которые бездельничают в течение 11 лет, полагая, что в итоге все спишут. Безусловно, есть недосмотренные и запущенные дети. Я вам честно скажу, что для получения минимальных 20 баллов по математике необходимо было выполнить 4 задания. Это задачи, которые решает выпускник начальных классов, либо ученик 5-6 класса. Трудно понять, что в голове у ребенка, который не может выполнить простых арифметических действий.

То есть, сегодня сдать ЕГЭ по математике даже проще, чем получить тройку в те времена, когда математика сдавалась в качестве выпускного экзамена в школах?

Да, проще. В советское время для того чтобы получить тройку нужно было решить большее число более сложных задач. Сейчас порог снижен, но и до него выпускники не дотягивают. Я оканчивал школу в 1989 году. Понятно, что у нас на экзамене и по всей стране, наверное, было ноль целых одна миллионная процента двоек. Да и то я не знаю, какому региону их разрешили поставить. Но если бы ставить их разрешили, двоек было бы столько же, сколько и сейчас.

А не лучше ли было бы в целях улучшения ситуации просто поставить всем двойки?

Нет, я придерживаюсь иного мнения. Если бы, к примеру, уровень освоения детьми программ по какому-то предмету был за 50 балов и всем не ставили двойки, я действительно сказал бы: «Ребята, да что же вы делаете?» Когда уровень уже ниже плинтуса, ни о какой шоковой терапии речи быть не может. Главное, что мы увидели более-менее объективную картинку, и это хорошо.

Меня очень интересуют причины получения двоек детьми в тех ли иных образовательных организациях. Причины ведь, вообще говоря, могут быть самыми разными. Но, судя по прошлому году, в нашем случае причина одна – лень-матушка, надежда списать. Потому что даже если ребенок не учился вообще, обладая самыми базовыми навыками, он сможет пройти это испытание. Попробуйте сами выполнить задания B1, B2, B3, B4. Там нет ничего сложного. Буквально: из пункта «А» в пункт «Б» вышел человек. Необходимо определить по заданным точкам расстояние. У меня дочь в пятом классе все это решила, просто потому, что у нее хороший учитель, есть голова на плечах, и она не бездельница.

Говорить нужно о детях, которые, к примеру, 60 баллов получают, как их подтягивать и все такое, а все почему-то прицепились к этим двойкам, хотя это совершенно нормальная ситуация. Конечно, проблему нужно решать – двоечников должно становиться меньше. Но вот в государстве под названием Израиль, если не ошибаюсь, 20 процентов не заканчивают школу.

Я как раз хотел спросить, насколько сопоставимы требования экзамена на аттестат зрелости в России и в других типах образовательных систем.

В среднем по миру, процент школьников, не получивших аттестат, примерно одинаков. Это средняя температура по больнице. У них тоже есть балбесы: немецкие балбесы, английские балбесы. А у нас – русские балбесы, очень ленивые. Так что не о двойках надо говорить. А ЕГЭ - это градусник, который измерил температуру, и измерил ее хорошо.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка