Кампания по обелению образа девяностых годов оказалась неспособна преодолеть сопротивление живой памяти большинства сограждан. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как граждане России сегодня отзываются об эпохе 90-х годов.
1990-е годы у половины россиян (53%) вызывают негативные чувства и ассоциируются в первую очередь с криминалом — 50% (опрошенные в возрасте 18–44 лет говорят об этом чаще, чем люди пенсионного возраста: 52–56% против 39%). Также упоминание 90-х заставляет думать о распаде (39%), бедности (34%), коррупции (30%), безнаказанности (26%) и пр. Такие понятия, как ликвидация дефицита товаров (10%), демократия (7%), свободы (10%) безграничные возможности (4%) и открытость (3%), называют существенно реже.
Положительные эмоции в отношении последнего десятилетия XX века сегодня испытывают 18% наших сограждан. При этом назвать какие-либо конкретные события или факты, которые можно считать позитивными итогами 90-х, для многих оказалось затруднительно. Так, 60% не смогли дать определенного ответа на данный вопрос, а 19% твердо сказали, что никаких значительных успехов в 90-е не было (в старших возрастных группах эта доля заметно выше, чем в молодежной среде: 22–23% среди респондентов 45 лет и старше против 8% среди 18-24-летних).
К «плюсам» переходного периода относят смену власти (2%), новый путь развития страны (2%), развитие частного предпринимательства (2%), установление демократических ценностей (1%) и свобод (1%) и др. Однако чаще, чем победы, респонденты отмечают провалы 90-х, и главный из них, — развал СССР — об этом сказали 24% всех опрошенных (люди средних лет и пожилого возраста склонны давать данную характеристику чаще, чем те, кто в девяностые были маленькими детьми: 25–28% 35 лет и старше против 13% 18-24-летних). В списке отрицательных последствий также разгул преступности (8%), развал экономики (5%), закрытие фабрик и заводов (4%), дефолты 1992 и 1998 гг. (4%) и др.
Равнодушных к десятилетию 1990—1999 гг. немного — только 10%. Четверть опрошенных (25%) не смогла определиться в своих чувствах по отношению к данной эпохе.
Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ: «Исследование показывает, что попытки романтизации 90-х годов наталкиваются на эмоциональную „плиту“ непонимания и неприятия этого периода заметным большинством граждан и поэтому остаются уделом незначительного, хотя информационно активного меньшинства. Для сегодняшних респондентов этот период является не исторической реконструкцией, а живой памятью, связанной с социальным провалом и разрушением государства. Идеальные ценности, которыми оперируют сторонники 90-х („новая жизнь“, „открытые возможности“ и др.), оказались лишенными конкретного содержания, в отличие от таких факторов, как „развал СССР“, „криминал“, „коррупция“. Характерно, что опрошенные, как правило, затрудняются назвать конкретные положительные события того периода».