Опубликован очередной рейтинг Фонда «Петербургская политика», в этот раз — за июль 2015 года. «Подготовка к Единому дню голосования 13 сентября 2015 года развивалась в регионах относительно спокойно», — полагают авторы.
«Летние политические каникулы» поставили федеральные и региональные власти перед непростым выбором. Относительное социальное спокойствие и сезон отпусков открывают возможности для принятия назревших экономических решений — в том числе непопулярных, поскольку их эффект оказывается «размазанным» на несколько месяцев. В свою очередь, пик предвыборных кампаний, приходящийся на лето, наоборот, побуждает к большей аккуратности и «ювелирности» решений.
«В целом выбор был сделан в пользу непопулярных решений. Ежегодное повышение коммунальных (а в некоторых регионах и транспортных) тарифов, отмена ряда льгот, распространение на все регионы сбора на капитальный ремонт — все эти шаги, накладывающиеся на дальнейшее падение курса национальной валюты, создают относительно неблагоприятный социальный фон. Кроме того, активизируется дискуссия вокруг проектов, малопопулярных внутри государственного аппарата. Инициатива Министерства труда и социальной защиты о повышении пенсионного возраста до 65 лет (а также увеличение минимального стажа госслужбы для выплат за выслугу лет с 15 до 20 лет) создает напряженность среди государственных и особенно муниципальных служащих, многие из которых внезапно оказываются перед угрозой резкого пересмотра давно запланированных жизненных стратегий», пишет глава Фонда Михаил Виноградов в комментарии к рейтингу.
Если в нынешнем году избирательные кампании в регионах проходят относительно бесконфликтно, а возможное ухудшение социального фона слабо беспокоит их участников, то в 2016 году серьезность этой коллизии может только вырасти. Сформировавшаяся «привычка» к принятию летом непопулярных шагов будет плодить новые инициативы, в то время как политическая конъюнктура будет, наоборот, диктовать необходимость социальных послаблений. При этом общее «прохладное» отношение Минфина к предвыборным просьбам регионов не позволяет рассчитывать, что политические задачи обязательно будут оказываться на первом плане.
Если в сфере социальной политики июль трудно отнести к самым благополучным для регионов месяцем, то в бюджетной сфере, наоборот, появились шансы на некоторые послабления. Многократно анонсировавшиеся меры по смягчению требований вокруг долговой нагрузки регионов вылились в инициативу Минфина об увеличении максимально допустимого уровня долговой нагрузки с 50% до 70% от годового бюджета для получения заимствований из федеральной казны. Одновременно со стороны правительства прозвучали инициативы относительно расширения помощи регионам: на правительственном совещании 28 июля Дмитрий Медведев заявил: В 2015 году разница между 10 наиболее и наименее обеспеченными регионами должна быть сокращена практически в два раза. Тем не менее тех, кто не справляется самостоятельно с расходами, всё равно довольно много, и мы должны предусмотреть им дотации и бюджетные кредиты, то есть продолжить ту работу, которую вели в последнее время». Впрочем, было бы преждевременно ожидать, что эти инициативы полностью разрядят имеющуюся напряженность. Очевидно, что вопрос о схеме соблюдения «относительной справедливости» не имеет устраивающего все стороны ответа и создает риски обострения противоречий между регионами в зависимости от успешности их лоббистской активности.
«Подготовка к Единому дню голосования 13 сентября 2015 года развивалась в регионах относительно спокойно. Если вокруг выборов губернаторов и региональных парламентов не возникло серьезных коллизий, то подготовка к избранию органов власти в крупных городах обострила внутренние противоречия. В Нижнем Новгороде это спровоцировало политический кризис: менее чем за месяц до дня голосования контролируемая „Единой Россией“ городская дума отправила в отставку главу администрации города, также представлявшего „Единую Россию“. Более того, по ряду одномандатных округов против кандидатов ЕР были выдвинуты руководители бюджетных учреждений, в том числе являющиеся членами ЕР. А в Самаре разгорелся острый конфликт вокруг попыток пересмотров итогов праймериз, что выявило отсутствие полноценной системы урегулирования противоречий между областной администрацией и местными бизнес-элитами», — резюмирует Виноградов.
В «Топ-20» событий месяца, по версии «Петербургской политики», попали: