Во вторник, 10 мая, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как жители России оценивают ситуацию в стране и личной жизни, чего ждут в будущем.
Индекс социальных настроений, демонстрирующий, как жители России оценивают свою жизнь на данный момент, с февраля по апрель держится в пределах 69–71 п. (при диапазоне значений от -100 до 100). При этом в последний месяц зафиксирован рост крайне положительных ответов («хорошо» и «отлично») (с 22% до 28%). Год назад жители России оценивали ситуацию несколько лучше (показатель находился на отметке 76 п.), тогда как в аналогичные периоды 2010–2014 гг. значения индекса были ниже, чем в апреле с.г.
Индекс социальных настроений относительно ситуации в стране, в марте сумевший преодолеть отрицательную динамику (рост с 44 до 51 п.), в апреле удержал позитивный настрой (51 п.). Значению апреля 2015 г. (64 п.) он проигрывает, однако превосходит результаты предыдущих лет. Доля положительных оценок в апреле составила 74% (оценивающие ситуацию на «отлично»/«хорошо»/«нормально»), негативных — 23% (по ответам «все плохо»/«все ужасно»).
Второй месяц подряд растет оптимизм в отношении будущего страны. Индекс социальных ожиданий с февраля по апрель прибавил уже 11 пунктов, выйдя на отметку -53 п., при возможном минимуме -100 и максимуме 100 п. (следует отметить, что за всю историю измерений показатель не выходил из области отрицательных значений). При этом в аналогичные периоды прошлых лет ожидания жителей России относительно будущего были более оптимистичны, чем в настоящее время. Сегодня о том, что самые тяжелые времена остались позади, говорят 19%. Каждый пятый (21%) считает, что мы переживаем их сейчас, а каждый второй (51%) — что они еще впереди.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23–24 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1 600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.