21 ноября, четверг

Во ВШЭ узнали, почему одни дети бросают школу, а другие учатся дальше

30 марта 2016 / 11:32

Экспертный сайт Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовал исследование о том, как культурный капитал семей школьников мешает действию социального лифта и «приговаривает» детей к определенной образовательной траектории. Исследование проводилось Валерией Малик, ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ и Алексеем Бессудновым, преподавателем факультета социологии, философии и антропологии университета Эксетера (Великобритания).

Исследователи отмечают, что при одинаковой успеваемости подростки из семей с разным социально-экономическим статусом — уровнем образования и доходов родителей — с разной вероятностью продолжают обучение в школе после девятого класса. Дети образованных и обеспеченных родителей чаще идут в старшие классы, а затем и в вузы. Подростки из простых семей нередко уходят в техникумы, даже когда учатся неплохо. Так закрепляется социально-экономическое неравенство.

Среди подростков, поступающих в десятый класс, наблюдается явный контраст. Из тех, чьи родители имеют высшее образование, в старшие классы идут почти вдвое больше учащихся по сравнению с теми, чьи родители не заканчивали вуз, выяснили в ходе исследования Валерия Малик и Алексей Бессуднов. Такое неравенство во многом обусловлено разницей социально-экономического и культурного «бэкграунда» школьников, который имеет множество проявлений: от уровня образования родителей и их умения ориентироваться в образовательной системе до представлений о том, что такое хорошие перспективы для ребенка.

Статья Малик и Бессуднова «Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы», вышедшая в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» № 1 за 2016 год, опирается на данные национальной панели исследования «Траектории в образовании и профессии» Института образования НИУ ВШЭ. Две волны проводились в 2012–2013 годах. Выборка включала 3268 человек из 42 регионов РФ. Респонденты также принимали участие в международных образовательных тестах TIMSS (2011 год) и PISA (2012 год).

Исследователи использовали метод регрессионного анализа. Зависимой переменной стало место обучения ученика после окончания девяти классов. Эта переменная равна единице, если ученик продолжил обучение в старших классах, и равна нулю, если он выбрал альтернативу. Независимые переменные — образование родителей и семейный доход, регион, годовые оценки школьника за восьмой класс, результаты ОГЭ (основной государственный экзамен, сдаваемый учениками девятого класса; ранее — ГИА) по математике и русскому языку, а также результаты PISA и TIMSS по математике, чтению и естественным наукам.

Подробнее об исследовании читайте на экспертном сайте ВШЭ.

 


тэги
читайте также