23 ноября, суббота

Ученые из ВШЭ: «Волонтером быть круто»

27 сентября 2016 / 10:49

Ученые НИУ ВШЭ Иван Климов и Ирина Краснопольская провели исследование в рамках масштабного проекта ученых НИУ ВШЭ «Корпоративное волонтерство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию». Исследование посвящено добровольчеству в крупных компаниях.

Согласно выводам исследователей, желание помочь нуждающимся — главный, но не единственный мотив участия в корпоративном волонтерстве. Сотрудники компаний оказывают людям помощь еще и потому, что видят в таком опыте и личную пользу. Добровольчество позволяет им самореализоваться, наладить отношения с коллегами и улучшить репутацию в компании. Многие волонтеры рассчитывают на признание среди коллег, пусть чисто символическое. «Люди хотят, чтобы их деятельность замечали и говорили „спасибо“ те, кто не обязан это говорить, даже если на деле это будет просто хлопок по плечу в курилке и короткое „круто!“», — пояснил доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, руководитель Центра изучения интернета и общества РЭШ Иван Климов.

Корпоративное волонтерство прижилось бы в компаниях хуже, если бы так и осталось инициативой «сверху». Но большинство добровольцев помогают людям не потому, что «так хочет начальство», а из личных побуждений. Срабатывает сразу множество моментов. Это и альтруистическое желание помочь, и склад характера — активность и ответственность, и жизненные ценности. Среди них — саморазвитие и стремление к новизне. Наконец, действуют и чисто прагматические соображения.

Добровольцы говорили и о том, что к волонтерству их привел собственный опыт. «В моей жизни произошли трагические события, после которых поменялся угол восприятия… — рассказал респондент. — Захотелось хоть как-то помогать людям в трудных ситуациях: деньгами, делами, просто добрым словом».

Исследователи НИУ ВШЭ нашли еще одну причину стать волонтером. Это репутационные дивиденды от участия в благотворительности. Такой мотив был выявлен, что называется, окольными путями. Добровольцев спрашивали о проблемах социальной работы. В ходе интервью выяснилось, что некоторым волонтерам важно получать некие более прагматические бонусы — в виде продвижения в карьере, поощрений. Кому-то не хватает ощущения «общего дела»: руководство компании не участвует в волонтерстве, не близки направления деятельности.

По сути, у фирм часто не оказывается стимулов, которые бы не только вовлекали людей в волонтерство, но и показывали ее особое отношение к волонтерам. Не секрет, что большинству нужно внешнее «позитивное подтверждение» их деятельности, пояснили исследователи. Так люди ощущают заинтересованность компании в них как сотрудниках.

Подробнее ознакомиться с исследованием можно на сайте НИУ ВШЭ.


тэги
читайте также