26 ноября, четверг

Ученые из ВШЭ: Преподаватели вузов косвенно потворствуют плагиату студентов

29 сентября 2016 / 15:25

Как показало исследование младшего научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Натальи Малошонок, бесполезно ругать студентов за скачивание работ из интернета, списывание и шпаргалки. Подобное мошенничество в ВУЗе в порядке вещей. Более того, плагиатом могут заразиться и отличники. Остановить «эпидемию» недобросовестности непросто: если обман студента увенчался успехом, он, скорее всего, будет хитрить и дальше.

Так, в среднем по вузам 35% будущих экономистов и 34% будущих менеджеров отметили распространенность на своем факультете скачивания работ из интернета. Знают о покупке рефератов и курсовых однокурсниками 25% «экономистов» и 28% «менеджеров». Еще 16% будущих экономистов и 17% будущих менеджеров считают, что с помощью списывания можно сдать большинство экзаменов на факультете.

Характеристики честности образовательной среды в вузе взаимосвязаны со стилями студенческой вовлеченности, показала исследователь с помощью шести моделей (использовалась линейная регрессия). Зависимыми переменными были названные стили, а предикторами — четыре показателя распространенности практик нечестного поведения: скачивание работ из интернета, списывание на экзаменах, покупка работ, написанных на заказ, и «приобретение» оценок у преподавателя за деньги или за подарок.

Исследователь провела факторный анализ и выделила пять стилей вовлеченности в учебу. Три из них позитивны. Во-первых, это активное взаимодействие с преподавателями. С педагогом обсуждаются задания, проекты, специализация, карьерные планы. Он воспринимается как наставник, который может дать дельные советы. Во-вторых это интенсивная (а часто и самостоятельная) работа на занятиях. Студенты решают задачи у доски, отвечают на вопросы, вызываются выступать с докладами, не избегают дополнительных заданий. И, наконец, в-третьих — активное участие в дискуссиях на занятиях. Такие студенты могут использовать при обсуждении знания из разных курсов, то есть готовы к междисциплинарному, системному мышлению.

Четвертый стиль вовлеченности в учебу — негативный: невыполнение требований учебного процесса. Такие студенты срывают сроки выполнения заданий, нередко не готовятся к занятиям и отвлекаются на семинарах и лекциях.

Пятый стиль связан с посещаемостью лекций и семинаров.

Первая модель увязывает активное взаимодействие с преподавателем и честность среды. Корреляцию с этим стилем вовлеченности имеют две переменные: восприятие распространенности на факультете скачивания работ и восприятие возможности списать на экзамене. Популярность этих практик отрицательно взаимосвязаны с частотой общения студента с преподавателями. То есть, чем активнее учащийся взаимодействует с педагогом, тем реже он списывает на экзамене.

Другая модель — для стиля «вовлеченность в обучение» — показала, что оценка распространенности списывания на экзамене отрицательно взаимосвязана с выраженностью вовлеченности. То есть, если студент активно работает в течение семестра, он, скорее всего, экзамен будет сдавать честно.

В то же время, есть положительная зависимость между оценкой популярности скачивания работ из сети и вовлеченностью в обучение, а также между покупкой работ и вовлеченностью. Такой странный результат может быть связан с тем, что высокомотивированные студенты более критично оценивают поведение своих однокурсников (более склонны подтверждать экспансию мошенничества).

В модели «невыполнения учебных требований» есть положительная взаимосвязь между такой невовлеченностью и оценками трех характеристик образовательной среды. Это скачивание работ, списывание на экзамене и покупка работ. Нечестная образовательная среда в университете и игнорирование требований учебного процесса, таким образом, «родственные» явления.

«Вовлеченность в дискуссии на занятиях» отрицательно взаимосвязана с популярностью скачивания работ в интернете, а также с оценкой частоты покупных оценок.

Восприятие посещаемости лекций отрицательно взаимосвязано с оценками распространенности скачивания работ, списывания и покупки работ. Для оценки посещаемости семинаров значим один фактор: восприятие возможности без труда списать на экзаменах.

Таким образом, прозрачность образовательной среды и вовлеченность студентов в учебный процесс тесно взаимосвязаны. И наоборот: в нечестной среде пренебрежение учебой — не редкость.

Исследование проводилось опросом 3717 студентов из восьми вузов разных регионов РФ, обучающихся экономике и менеджменту, подтвердили и другой печальный факт: плагиат и использование учащимися чужих работ, сделанных «на заказ», вполне привычно для высшей школы.

Источник


тэги
читайте также