Специалист НИУ ВШЭ Наталья Бондаренко и сотрудник отдела изучения уровня жизни АНО «Левада-центр» Татьяна Лысова в ходе исследования «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей» выяснили, что при трудоустройстве выпускников вузов решающее значение имеют не цвет диплома и репутация учебного заведения, а личные качества и опыт молодого специалиста.
Помимо личных качеств и опыта работодателей интересуют навыки и квалификация выпускников. Важность знания компьютера и IT-технологий отметили лишь 25% руководителей компаний. Еще меньшее значение имеют уровень успеваемости (15%), репутация образовательной организации (11%), грамматические и математические знания (7%) и владение иностранным языком (3%). Это отличает Россию от Великобритании, где, к примеру, грамотность и успеваемость ценятся гораздо выше — на них обращают внимание соответственно в 44% и 30% компаниях.
Руководители компаний ждут от выпускников, прежде всего, проявления интереса к работе (64%), готовности брать на себя ответственность (55%) и умения работать в коллективе (54%).
В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях, умение учиться, осваивать новое, находить решения в нестандартных обстоятельствах.
Правда, компании редко используют такой способ поиска работников как сотрудничество с учебными заведениями (организация преподавания, открытие своих кафедр, участие в разработке образовательных программ). Хотя такое взаимодействие позволяет более обоснованно выбирать будущих сотрудников, его используют всего 5% работодателей.
Наибольшим спросом у работодателей пользуются выпускники вузов. Их нанимает каждое четвертое предприятие. Но вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются. Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, их аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи и имеющийся опыт работы по специальности.
Так, опытом выпускников удовлетворены менее 40% компаний против 60% — в Великобритании. Причина проста — британская система профобразования, в отличие от российской, больше ориентирована на практику по выбранному профилю.
В целом, по данным 2015 года, выпускников профессиональных образовательных программ в России трудоустраивали 48% компаний среди нанимавших новых работников в течение последних двух лет. Это ниже, чем в предыдущие годы, обратили внимание исследователи.