23 апреля, вторник

Ученые из ВШЭ: Директора российских школ превратились в завхозов

16 августа 2016 / 10:32

Ученые из НИУ ВШЭ опубликовали результаты исследования о сфере интересов менеджмента российских школ. Исследователи отмечают: большинство директоров российских школ считают себя прежде всего хозяйственниками и мало занимаются совершенствованием учебного процесса.

Руководители школ уделяют гораздо больше внимания хозяйственным, финансовым и правовым вопросам, чем улучшению качества преподавания. Они чаще контролируют учителей, чем поддерживают их, и редко практикуют инновации в обучении, отметили Надежда Бысик, Анатолий Каспржак и младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталья Исаева в исследовании «Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления».

«Создание достойных условий для образовательного процесса» — так видят свою основную задачу 59,1% директоров российских школ (рис. 1). И втрое меньше опрошенных — лишь 18,8% считают, что руководитель образовательного учреждения должен сосредоточиться на академических результатах учеников.


Рис 1.

Ключевым словом в отношениях директоров с учителями становится «контроль». Более чем в половине случаев (54%) руководители школ посещают уроки именно с целью планового контроля. Решению проблем в классе и «организации образовательного процесса» уделяется намного меньше внимания. Так, с руководителями школьных методических объединений, которые ответственны за качество преподавания, большинство директоров встречаются не чаще нескольких раз в месяц.

К учителям директора относятся с уважением, следят за поощрительными выплатами (66% руководителей), но реже пытаются вместе с педагогами усовершенствовать учебный процесс (40%).Только 13% директоров указали, что они способствуют тому, чтобы учителя ощущали ответственность за качество преподавания, и 25% принимают меры для того, чтобы учителя чувствовали ответственность за успеваемость учеников. В целом руководители российских школ не стремятся к педагогическим инновациям, сделали вывод исследователи. Они не хотят рисковать и экспериментировать, почти не получают от учителей обратную связь относительно влияния своих управленческих шагов.

Справедливости ради нужно отметить, что исследование TALIS дало более оптимистичную картину: 65% директоров достаточно часто посещают уроки учителей, пытаются способствовать их профессиональному сотрудничеству (52%), стараются повысить ответственность учителя за качество его собственной работы (72%).

Ученые составили среднестатистический портрет директора российской школы. Это женщина 35–55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более двадцати лет. Она работает на полную ставку в государственной школе на селе и при этом совмещает управление с преподаванием.

Большинство директоров школ регулярно повышают свою квалификацию (нередко это происходит уже после назначения на руководящую должность). Они принимают участие в разнообразных формах апгрейда подготовки: от получения второго высшего образования до краткосрочных курсов, участия в семинарах и конференциях. Но и это не слишком меняет ситуацию с приоритетами.

Дело в том, что в содержании подготовки руководителей преобладают правовые и финансовые сюжеты управления школой (53% и 48%), вопросы менеджмента (51%) и государственной политики в сфере образования (43%). Управлению качеством преподавания внимание почти не уделяется. Между тем, такие установки явно не совпадают с трендами современного образования. И едва ли подобные ориентиры помогут развиваться российской школе.

Приоритеты руководителей школ становятся понятнее с учетом позиции специалистов муниципальных органов управления образованием (их опрос проведен в рамках исследования эффективных моделей управления образовательными организациями). Эта категория респондентов считает, что директор школы должен прежде всего уметь решать кадровые, административные, финансовые и хозяйственные вопросы работы организации. Такой ответ дали абсолютное большинство — 82% опрошенных.

Источник


тэги
читайте также