В четверг, 9 июня, в ТАСС состоялся круглый стол посвященный исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представлений российских избирателей об идеальном кандидате в депутаты Госдумы. Ведущие эксперты обсудили предвыборную социологию.
Эксперты зафиксировали несколько основных трендов, сделано это было по итогам фокус-группового исследования, посвященного выявлению запросов и представлений граждан об образе идеального депутата на предстоящих парламентских выборах.
Усиление запроса на умеренные перемены и новые лица во власти; нивелирование ценности «былых заслуг» кандидатов; запрос на наличие у кандидатов управленческого опыта (представители мира культуры и спорта не рассматриваются как специалисты в управлении); реалистичность декларируемых программ по решению проблем конкретного избирательного округа или региона.
Сформированный тренд определяется проблемами восприятия депутатского корпуса. В отличие от органов исполнительной власти, чья деятельность регламентирована и подразумевает отчетность и ответственность за результат, у законодательной власти подобная ответственность, по мнению респондентов, полностью отсутствует. Выполнение предвыборных обещаний никак не регламентировано законом и не отслеживается. Депутаты, как представители законодательной ветви власти, в представлении электората, — скорее «теоретики», не знающие реальных условий жизни простых людей.
Наиболее востребованными по результатам исследования оказались три типажа потенциальных депутатов:«доверительный посредник» между населением и властью, способный донести до власти проблемы избирателей и предложить пути их решения, «контролер» за чиновниками, способный обеспечить реализацию принятых решений, «защитник простых людей» от чиновников и «беспредела».
Действующие же депутаты избирателям видятся, прежде всего, как «исполнители от власти», «партийные функционеры» или даже «шоумены».
На этом фоне крайне важным моментом является тот факт, что образ депутата в настоящий момент впитал в себя запрос на перемены. Население хочет видеть новые лица, даже если их появление связано с некоторым риском. Радикальный риск не допускается, умеренный приветствуется. Таким образом, запрос на умеренные перемены налицо, в то время как запрос на радикальные, революционные перемены — отсутствует.
Актуален также общественный запрос на такого народного избранника, который бы мыслил и действовал в одной плоскости с «обычным человеком», выступая от его имени. Понятность, зримость результатов работы и предложений депутата выступает на первый план в связи с усталостью от расплывчатых, неконкретных обещаний политиков, их ухода от прямых ответов на острые вопросы населения.
В политике хотят видеть людей активных, компетентных, ответственных, опытных, целеустремленных, открытых, честных и т.д. Негативно воспринимаются такие качества, как популизм, пассивность, несамостоятельность, конъюнктурность, безответственность, агрессивность, нерешительность и запятнанная репутация.
Основными навыками, обязательными атрибутами идеального политика называются соответствие слов делу, выполнение обещаний, опыт хозяйственной работы, профессионализм, работоспособность, дисциплинированность. Именно эти функциональные характеристики составляют ядро образа идеального политика.
Главными моральными качествами политика считаются честность и порядочность, готовность принимать непопулярные меры для реализации намеченного курса.
Законотворческая деятельность выступает скорее периферийным мотивом поддержки. По мнению участников исследования, основную нагрузку, связанную с законотворческой деятельностью и с работой по запросам населения, принимают на себя министерства и Президент, а вовсе не Государственная Дума.