Заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков рассказал об технологиях, применение которых только вредит избирательному процессу. Однако эксперт не склонен опасаться их массового применения на текущих выборах в Госдуму. Центр политического анализа публикует самые интересные выдержки из его интервью сайту «Политаналитика».
«В ходе текущей кампании создается впечатление, что у нас, с одной стороны, вроде бы правительство партийное, по заявлению самого председателя, и в этом смысле должна осуществляться координация любых инициатив. Особенно в самый острый период избирательной кампании очень важно, чтобы правящая партия не терпела какой-то ущерб, и чтобы не вводить в искус избирателей, для которых действия элит или властей могут служить сигналом к тому или иному голосованию-либо за, либо против», — начал Поляков.
Очень важно не забывать о принимаемых решениях, чтобы это не сказалось на имидже правящей партии, считает эксперт: «Скажем за год-два, или в середине избирательного цикла, — хотя у нас каждый год идут выборы, есть единый день голосования в регионах, и это тоже влияет, — но особенно когда федеральный цикл уже на пике, буквально за месяц или меньше до голосования, должны приниматься такие решения, которые работают на имидж партии, и которые помогают ей набирать очки, а не ставить под сомнение будущий результат».
Любая нелегитмная попытка влиять на волеизъявление избирателя будет давлением, и должна пресекаться: «Я думаю, что опасения здесь уместны, но они серьезно преувеличены. В таких технологиях нужно различать два аспекта. Одно дело, когда руководители предприятия, где его работники находятся в течении всего дня, требует, чтобы они брали открепительные талоны, а потом, тем более, отчитывались перед ним, что они действительно взяли, и что они проголосовали на его участке — это явно давление на избирателя, попытка воздействовать на волеизъявление. Я исключаю случай прямого приказа голосовать за ту или иную партию, это за гранью правового поля и тянет на вполне уголовное преступление. Но даже настаивание на том, чтобы человек получил удостоверение и потом его предъявил, это уже помеха волеизъявлению, и такие действия должны быть оценены по достоинству и пресечены. Такое влияние явно выходит за рамки закона».
«Есть еще одно обстоятельство, — считает эксперт, — связанное с тем, что поскольку у нас по партийным спискам конкурируют между собой различные региональные группы, то и для самой партии ЕР теоретически возможна практика, что чем больше избирателей пришло на участок, и тем выше процент голосования за данную партийную группу. Но это нельзя рассматривать как технологию, которая радикально влияет на окончательное волеизъявление. Это перегруппировка голосов внутри одной и той же партии. Но надо стремиться к тому, чтобы исключить прямое применение административного ресурса, которое дискредитирует саму избирательную систему и результаты выборов, даже если это незначительный процент».
Очень важен общественный контроль, горячая линии для избирателей, а те, кто все же окажет давление должны получить по заслугам: «Как этого достичь: существует общественный контроль, нужно, чтобы все те общественные организации, которые могут принимать участие в контроле, следили за этим, должна функционировать горячая линия для избирателей, и мне кажется, что в этом смысле ЦИК делает достаточно. Организована эффективную горячую линию, все случаи давления на избиратели должны получать огласку, а те, кто это делает, должны получать по заслугам».
Избирательная комиссия отдельно взятого участка тоже может преступить закон: «Одно мы уже упомянули — попытка использовать открепительные удостоверения, потому что по практике избирательных кампаний известно, что они довольно часто используются для организации так называемых каруселей — перемещения одних и тех же людей с талонами на нескольких участках. Это сразу образует комплекс нарушений, в том числе со стороны избирательный комиссий, потому что смысл открепительного удостоверения только в том, что ты пришел, и у тебя его тут же должны изъять, на том участке, на котором ты проголосовал. Если этого не делается, возникает целая цепочка правонарушений, в которую вовлекаются члены избирательной комиссии, и это уже формирует состав преступления, по сути дела».
Поляков упомянул случай на выборах в Барвихе, когда 60 избирателей были зарегистрированы по одному адресу: «И то, что выявилось на предварительной стадии муниципальных выборов в Подмосковье, в Барвихе, когда были зафиксированы регистрация избирателей в количестве 60 человек по одному адресу, а потом еще случай коллективного подвоза избирателей к участкам, такие приемы должны отслеживаться и получать соответствующую оценку. И в случае, если это будет зафиксировано, то результаты выборов по таким участкам должны быть аннулированы, и должно проводиться новое голосование, как это и произошло в Барвихе».
Важно учитывать менталитет и особенности отдельных регионов — если там высокая явка это не означает, что выборы там фальсифицированы: «Я хочу предупредить — политическая культура в разных регионах России разнообразна, и можно предположить, что по итогам нынешней кампании будет зафиксирована особо высокая явка и особо высокий процент в пользу правящей партии в регионах Северного Кавказа, ряде республик Поволжья. К этому в принципе давно привыкли и надо понимать важные особенности национального менталитета населения этих республик, но нельзя говорить о том, что это прямые фальсификации с точки зрения классических стандартов демократии и европейских традиций. Еще раз — у нас разнообразная культура, и далеко не всегда, когда мы получаем высокие результаты в той или иной республике, мы сразу автоматически должны предполагать, что это результат каких-то фальсификаций. Такие голосования вполне возможны».
Избиркомы отдельных регионов, представители общественного контроля и ЦИК должны быть начеку: «А что касается выделения регионов, за которые нужно опасаться, то если даже посмотреть на рейтинги конкурентности выборов от разных экспертных центров, то, с одной стороны, в районах, где очень высокий уровень конкуренции, и где результат заведомо непредсказуем, там можно прогнозировать опасность того, что в решающий момент могут быть использованы различные черные технологии, попытки вброса бюллетеней, переписывание их и так далее. С другой стороны, нельзя исключать, что там, где конкуренция запредельно низка, где и так не с кем конкурировать, кто-то попытается прибегнуть к подобного рода махинациям с тем, чтобы создать для себя абсолютную гарантию победы. Именно к подобным, заранее непредсказуемым ситуациям и должны быть готовы избиркомы, представители общественного контроля, ЦИК».