Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ подготовил мониторинг потребительских настроений жителей России на основе ежеквартальных опросов Росстата. В них участвовали свыше пяти тысяч человек из всех регионов РФ.
Первые месяцы 2016 года российский потребитель прожил пессимистом. Настроения населения приблизились к антирекордам прошлых лет, отметили эксперты НИУ ВШЭ в очередном мониторинге потребительских настроений сограждан.
В I квартале 2016 года российские потребители были настроены пессимистично. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) составил (-30%). Это одно из самых низких значений за шестнадцать лет, хотя далеко не самое: (-58%) в IV квартале 1998 года.
Рисунок 1. Индекс потребительской уверенности
До рекордных «минусов» за 6,5 лет опустились два компонента ИПУ — индексы произошедших изменений личного материального положения и ожидаемых изменений в экономике России.
Большинство респондентов не предполагают роста экономики в ближайшие двенадцать месяцев. 41% ждет негативных сдвигов, на позитивные надеются лишь 15%.
Заметно усилился пессимизм в отношении собственного благосостояния. Отрицательно его динамику оценили 53% (кварталом ранее — 48%). Ухудшение своего финансового положения спрогнозировали 33% (кварталом ранее — 31%) респондентов.
Одного из худших значений за последние годы (-43%) достиг индекс благоприятности условий для крупных покупок. До (-49%) снизился индекс благоприятности условий для сбережений. «Большая часть населения уверена, что условия и для сбережения средств, и для траты их на покупку дорогих товаров длительного пользования в настоящий момент не только неблагоприятны, но и продолжают ухудшаться», — сделали вывод эксперты ЦКИ.
Анализ ИПУ показал традиционные различия настроений по возрастным группам. Самой оптимистичной оставалась молодежь. Жители страны старше пятидесяти лет отличались — самые пессимистичные.
Существенно потеряли потребительскую уверенность граждан России 30–49 лет: с (-27) до (-31)%. «Оценки средней и старшей возрастных групп заметно различаются в благополучные годы и становятся практически одинаковыми в период кризисов», — объяснили авторы мониторинга. Возможными причинами такого выравнивания они считают кризисную оптимизацию издержек производства и напряженную ситуацию на рынке труда, которые резко снижают уверенность экономически активных потребителей.
Подробнее с исследованием можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ.