22 октября, четверг

Германия финансирует российские СМИ для продвижения собственных пропагандистских тезисов

23 марта 2016 / 12:53

Политолог и колумнист «Ридуса» Илья Ухов провел расследование и попытался выяснить, как Германский медиахолдинг Deutsche Welle (DW), также известный в РФ как «Немецкая волна», тратит выделенные из бюджета ФРГ средства не только на собственный ресурс, но и софинансирует ряд российских СМИ.

Германский медиахолдинг Deutsche Welle (DW), также известный в РФ как «Немецкая волна», ведет в России, причем не сильно скрываясь, пропагандистскую деятельность на деньги правительства ФРГ.

DW, как приводит в своей справке колумнист Илья Ухов — государственная немецкая международная телерадиокомпания. Компания ориентирована на зарубежных зрителей и слушателей. Помимо теле- и радиовещания DW поддерживает сайт на 30 языках и имеет собственную академию. Основная студия телерадиокомпании находится в Берлине, а штаб-квартира расположена в Бонне.

«Согласно ежегодному отчету немецкой компании, за 2014 год DW получила дополнительные 278,5 млн евро из федерального бюджета Германии под пропагандистскую деятельность. Дополнительные средства были привлечены в первую очередь для работы DW в России, Украине, Африке и арабском мире», — выяснил Ухов. Данную информацию можно получить из открытых источников (см. восьмую страницу доклада).

«Таким образом, сумма, выделенная под „специфические задачи“ вещания на Россию, Украину и Ближний Восток, составляет около 90% всех средств немецкой госкомпании», — заметил Ухов. И, как отмечает автор расследования, по результатам финансового отчета DW за 2014 год всего на деятельность DW было выделено 311 миллионов евро.

Как выяснил Ухов, самое главное тут заключается в том, что Deutsche Welle в России помимо собственных кабельных частот использует для продвижения своего контента телеканалы РБК и «Дождь» (и, соответственно, их частоты).

«Одной из площадок по продвижению контента DW в российских СМИ являлась программа Geofactor aktuell, которая транслировалась на „Дожде“ по особому расписанию — без анонсов и предварительного появления в сетке вещания», — привел пример Ухов.

 

Cотрудничество с телеканалом «Дождь» медиахолдинг Deutsche Welle прямо аргументирует его «антикремлевской позицией», что делает канал «основным партнером в вещании программы Geofactor aktuell».

В последнем отчете DW перед Бундестагом за 15 декабря 2015 года, на данный момент, (отчет об обновлении программы развития до 2017 года) подтверждается информация о сотрудничестве с РБК и «Дождем».

Вдобавок, подтверждается факт того, что деньги на вещание Deutsche Welle в России выделили правительство ФРГ, Бундестаг, а также МИД ФРГ. Плюс, упоминается, что DW предоставляет комментарии от известных российских журналистов, например, Олега Кашина и Константина Эггерта.

«Несколько раз в неделю журналисты DW принимают участие в новостных передачах российских ТВ-партнеров РБК и „Дождя“. С августа 2015 года журналистка Жанна Немцова, дочь убитого в феврале 2015 года в Москве российского политика Бориса Немцова, расширяет русскоязычную редакцию DW».

В качестве результата работы немецкой госкорпорации приводятся факты сотрудничества с информационными порталами Newsru.com и Lenta.ru, и еще 41 партнером, названия которых не указаны.

Илья Ухов, таким образом, выделяет несколько базовых сценариев пропагандисткой деятельности медиахолдинга DW в России.

«Во-первых, это механизм предоставления тем или иным телеканалом определенного „куска“ эфирного времени, в рамках которого идет трансляция исключительно предоставляемого DW контента — в случае „Дождя“ речь идет об упоминавшейся уже программе Geofactor», — рассказал колумнист «Ридуса».

Ниже представлен скриншот уже новостного выпуска DW на «Дожде». Даже, как видно, по весьма актуальному сейчас политическому информационному поводу.

Ухов также приводит пример сюжета об убийстве ребенка няней в Москве. «Акцент в материале сделан на том, что по российским федеральным каналам новость не проходила, — отмечает автор расследования. — Немецкий эксперт Ио Гребель дает комментарий на тему того, что такие события освещать необходимо, приводятся примеры освещения немецкими СМИ подобных ситуаций».

Второй механизм продвижения медиаконтента «Немецкой волны», по словам автора расследования, — перепечатка материалов DW в крупных российских интернет-изданиях, которые прямо фигурируют в отчетах Deutsche Welle в качестве ее партнеров. Так, самое масштабное сотрудничество такого формата происходит с РБК, за февраль сего года на сайте РБК было опубликовано 13 материалов такого характера. На Lenta.ru — 7, «Дождь» — 4, Newsru.com — 1 новость. Подобные показатели за прошедший год: Lenta.ru — 80 материалов, «Дождь» — 18, Newsru.com — 15.

В качестве примера подобного взаимодействия Ухов приводит историю с возбуждением уголовного дела против журналиста Первого канала Ивана Благого, которого немецкие власти заподозрили в разжигании антимигрантских настроений, хотя буквально на днях дело развалилось, а прокуратура Берлина никакого состава преступления в действиях российского журналиста не нашла. Сперва новость появилась на базовом сайте Deutsche Welle.

«После чего начинается медийный „посев“ по партнерским СМИ. Первым, что и неудивительно, выступает РБК», — отметил политолог.

А еще через две минуты материал вышел уже на Ленте.ру…

Еще через две минуты — на «Дожде».

Согласно обобщенным данным, схема работы правительства ФРГ через Deutsche Welle (DW) в России выглядит таким образом.


© Ridus.ru

Подводя итоги расследования, политолог и колумнист «Ридуса» Илья Ухов приходит к следующим выводам:

  1. Учитывая масштаб финансирования правительством ФРГ нужд своего медийного госконцерна и тот факт, что материалы DW выходят в коммерческих изданиях и на телеканалах, известных своей довольно жесткой позицией в отношении монетизации просмотров (тот же «Дождь»), можно обоснованно предположить, что материалы DW размещаются там не за красивые глаза и не под разговоры о «демократии» и «свободе слова».
  2. Это означает ни много ни мало, а ведение иностранным государством прямой политической пропаганды на территории России, причем скрытой под маской СМИ-партнеров и «выражения экспертного мнения», которое почему-то обставляется необходимостью «антикремлевской позиции», что делает ее носителей ключевыми партнерами DW.
  3. Читатель может спросить, почему же это пропаганда. Да потому что само правительство Германии, руководство DW в своих отчетах Бундестагу открыто признают, что целью деятельности «Немецкой волны» является продвижение «европейских ценностей», что уже предполагает определенную политическую индоктринацию.
  4. Настораживает тот факт, что в последних документах, посвященных развитию DW на территории России, говорится о расширении сетки вещания телеканала в качестве приоритета работы СМИ. Таким образом, правительство ФРГ, являющееся владельцем DW, планирует и далее активно вкладываться в обработку умов россиян и привитие им «немецко-европейской позиции».

Позицию Ильи Ухова полностью разделяет эксперт фонда «Народная дипломатия» Владимир Киреев. «Расследование Ильи Ухова наглядно показало, что Германия занимается политической пропагандой в России. Причем, стоит отметить, что немцы делают это не открыто, а скрываются под маской СМИ-партнеров, вот только российские издания с каналами могут попасть в список партнеров лишь в том случае, если открыто покажут свою „антикремлевскую“ позицию. Хотите немецких денег? Расскажите всем, как вы ненавидите политику Кремля», — пояснил по телефону свою точку зрения «Ридусу» Владимир Киреев.

Источник


тэги
читайте также