В Греции на референдуме победили евроскептики. Эксперты задаются вопросом: что такие результаты будут значить для Греции, Европы и России.
В минувшее воскресенье в Греции состоялся референдум по вопросу: «Следует ли принять проект соглашения, представленный Европейской комиссией, ЕЦБ и МВФ». Итоги голосования таковы: 61,31% избирателей сказали «нет», за требования кредиторов высказались 38,69% жителей страны, 5,8% бюллетеней оказались недействительными.
Эксперты активно обсуждают последствия референдума для Европы и России. «Есть ощущение, что от итогов греческого референдума больше всех проиграла Украина — потому что Европе нынче не до них, а больше всех выиграла Россия — потому что Европе нынче не до нас», — считает политолог Тимофей Шевяков1.
Политолог Иван Преображенский описывает как восприняли результаты волеизъявления в Чехии: «95% читателей чешского портала novinky.cz считают, что Греция должна выйти из еврозоны. Вице-премьер и министр финансов, второй по состоятельности человек в Чехии Андрей Бабиш полагает, что Грецию вообще нельзя было в еврозону пускать. И самое забавное во всем этом то, что Чехия сама в еврозону так и не вступила и в ближайшее время не собирается»2.
На последствиях голосования для ЕС останаваливается политолог Сергей Марков"61% Нет предложениям ЕС, 39% Да. Греки собираются праздновать в центре Афин. Правительство Греции предлагает новые переговоры и требует смягчить условия. Олигархия и бюрократия ЕС в замешательстве. Давить Грецию и ее демократию? Или согласиться смягчить и тогда по пути Греции пойдут другие страны ЕС и проголосуют за антисистемные антибюрократические и антиолигархические партии?» — пишет Сергей Марков3.
«Это столкновение ЕС, выражающего интересы финансовой олигархии и бюрократии, и греческого народа, авангарда европейского демоса, который недоволен тем, куда идет Еврлпа, но который правящая в ЕС олигархия и бюрократия не желает даже спрашивать. ЕС не хочет референдума, потому что ЕС хочет демократии как плюрализма бюрократичпских и олигархических кланов, а не власть народа», — полагает Марков4.
А глава Политической экспертной группы Константин Калачев рассуждает об отставке греческого министра финансов Яниса Варуфаксиса и судьбе кабинета министров страны: «Он заявлял о готовности уйти в отставку, если большинство греков на референдуме поддержат программу жесткой экономии. Греки послушали и не поддержали. Но министр финансов Варуфакис все же решил слинять. Как скоро слиняет Ципрас?»5