Эксперты объяснили значение встречи Владимира Путина с представителями думской фракции «Единой России» в контексте текущей предвыборной кампании, а также ее роль для перспективных трендов, в том числе, дальнейшего развития российской политической системы, институтов Государственной Думы и правительства.
«Это событие по определению несет в себе два смысла — оно встроено в двойную сетку координат. Первое — это то, как встреча анонсировалась: разговор президента с активом ЕР о судьбе законов, которые были приняты единороссами, что полностью укладывается в реализацию президентского курса, в реализацию, в том числе, майских указов. То есть, как она первоначально была заявлена и как она и проходила, эта встреча не связана с избирательной кампанией. И это первая система координат. Но все же общение происходит в тот момент, когда избирательная кампания вошла в активную фазу, и встреча прочитывается и воспринимается в контексте избирательной кампании, и более того, президент уделил внимание вопросам избирательной кампании», — отметил член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Алексей Зудин.
«Поэтому и содержание разговора двоякое: с одной стороны, вопросы законодательного процесса и государственной политики, с другой стороны, текущие вопросы избирательной кампании. И встреча интересна и важна не только содержанием, но и в более широком контексте долговременных трендов, которые обозначились в избирательной кампании», — уверен политолог.
Думские выборы стали более самостоятельны, с автономной повесткой, отмечает Зудин: «Одним из таких трендов избирательной кампании, который усилился после перехода ее в активную фазу, стало включение „фактора Путина“. На первый взгляд, здесь есть противоречие. Все мы знаем, что Путин непосредственного участия в выборах не принимает, более того, был предпринят ряд шагов для того, чтобы сконцентрировать думскую избирательную кампанию на вопросах, связанных с полномочиями Госдумы, а также ряд шагов, направленных на выравнивание конкурентных условий, в которых действуют партии. Это первые выборы, которые проходят в условиях разомкнутого федерального электорального цикла. В отличие от прошлого, когда думские и президентские выборы разделяли всего несколько месяцев, то есть фактически это была единая избирательная кампания, подчиненная императивам президентских выборов. В настоящее время временной промежуток благодаря поправкам увеличился, и у думских выборов впервые появилась относительно автономная повестка. Вопросы, связанные с президентскими выборами, как мы легко убедимся, наблюдая за ходом кампании, за дебатами, роликами партий, за редкими исключениями, на думских выборах этого года не фигурируют».
«По мере вхождения предвыборной гонки в активную фазу, мы стали свидетелями, что „фактор Путина“ стал возвращаться в избирательную кампанию в самых различных формах, несмотря на то, что он в данном процессе не принимает участия, и это носит объективный и естественный характер. Прежде всего, Путин является главным центром российской политической системы, и мы видим, что в ходе кампании практически все партии в той или мной форме апеллировали к авторитету сверхпопулярного главы государства. И на этом фоне использование ЕР высказываний Путина по актуальным вопросам выглядит естественно и органично, оно вписывается в общий тренд. Это первая причина возвращения „фактора Путина“ в кампанию», — «Единая Россия» использует «фактор Путина» более органично, нежели другие.
«Есть и другие. Вторая — это геополитический фактор, геополитическая ситуация снова стала усложняться и данное обстоятельство способно привести к корректировке повестки избирательной кампании, которая центрирована на вопросах внутренней политики. В нее начинают активно проникать геополитические факторы: как мы знаем, внешняя политика является сферой полномочий российского президента, и возрастание влияния геополитических факторов также способствует тому, что „фактор Путина“ проникает в думскую кампанию», — говорит Зудин.
«И третье обстоятельство — связь Путина с ЕР носит генетический, объективный и неустранимый характер, и поэтому эта связь не могла не проявиться в активной фазе кампании. ЕР открыто и активно позиционирует себя как партия президента, а Путин ценит роль и усилия ЕР как системообразующей партии. Относительно недавно прозвучала очень выразительная и сильная формулировка про „Единую Россию“ как „точку сборки“ страны, и эта встреча закрепила статус ЕР как партии президента, именно в этой роли партия шла на выборы и ведет избирательную кампанию», — добавляет эксперт.
Важно говорить правду, только таким образом можно завоевать доверие избирателей: «Несколько слов о напутствии, которое Путин дал активу ЕР в этой кампании, а именно его высказывания о том, что для завоевания доверия необходимо говорить правду — и в этом плане возникает очень сильное созвучие между напутствием президента и направленностью кампании ЕР. Помним, что программа партии формировалась как максимально приближенная к правительственной, как документ прямого действия, программа, которая по определению не может содержать ничего невыполнимого. А это значит, все, что там обещано, может и обязано быть реализовано. Программа составлена в реалистическом ключе, и формировалась за счет полного учета предпочтений избирателей».
Заместитель директора Национального института развития современной идеологии Глеб Кузнецов так прокомментировал встречу Владимира Путина с представителями думской фракции «Единой России» накануне выборов: «Эта встреча станет важным событием на завершающем этапе избирательной кампании „Единой России“. Ее основная задача — напомнить избирателю, что ЕР — это партия президента, партия, созданная при участии президента, которая всегда и последовательно помогала президенту реализовывать ту политику, которую он ведет уже полтора десятка лет. Так что вполне логично, что сегодня глава государства хочет помочь ЕР, в том числе, своим высоким рейтингом, авторитетом и популярностью».
«Не думаю, что на встрече прозвучат какие-то поражающие воображение идеи для развития страны. Скорее, это будет достаточно откровенный разговор о текущих проблемах и один из способов повторить основные идеи, которые выдвигала ЕР и ее лидеры в ходе избирательной кампании», — добавляет Кузнецов.
«Мы знаем, что в последнее время фиксируется некоторый спад популярности партии. Но чисто социологически любая „партия власти“ в любой стране (это не только „Единой России“ свойственно), всегда в ходе активной избирательной кампании теряет в рейтинге. В первую очередь из-за того, что другие партии начинают активно ее критиковать. Так происходит повсеместно. В этом отношении ЕР как политическая партия ничем не отличается от других находящихся у власти партий в развитых демократических странах», — замечает эксперт.
«Так что я бы не акцентировал внимание на социологической коррекции рейтинга: это обычное дело, так было всегда и так будет на любых выборах. Тут значение имеет стартовый рейтинг, с которым партия начинает, и скорость снижения рейтинга. И „Единой России“ волноваться нечего по большому счету. Ее стартовый рейтинг был выше, а скорость его снижения существенно ниже, чем это было, например, во время предыдущих избирательных циклов. Хотя, конечно, нецелесообразность волнения не отменяет необходимости серьезной работы на завершающем этапе кампании. И встреча с Президентом представляется отличным аккордом в этой работе», — заключает политолог.