Предвыборная кампания поставила новые задачи перед ее участниками: в нее вступили новые партии, предстоят сражения в одномандатных округах. Как справляются с вызовами игроки, ждать ли сюрпризов и где развернется самая жаркая борьба, подробнее об этом и других темах в интервью члена Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Дмитрия Гусева. Центр политического анализа публикует самые интересные выдержки из этого интервью сайту «Политаналитика».
В интервью Дмитрий Гусев рассказал о причинах популярного заблуждения: якобы кампания «Единой России» проходит вяло: «У нас есть три главных социологических службы, который занимаются политическими исследованиями — ФОМ, ВЦИОМ и Левада-центр. Данные ВЦИОМ и ФОМ дают примерно схожие цифры. Данные „Левады“ очень часто выбиваются из реальности. Я посмотрел результаты, и некоторые моменты меня насторожили».
«Были июльские исследования ВЦИОМ с данными о том, что у нас примерно половина людей о выборах в Госдуму ничего не знают. Это как-то объяснимо — отпуска, жара, июль. Последние опросы ФОМ: всего лишь 14% не знают ничего о выборах, 86% о выборах знают, слышали, интересуются. Неудивительно — все вернулись с каникул, 1-е сентября, дети пошли в школу. Включилась реклама на телевидении, мы каждый день видим дебаты, смотрим ролики, выступлении политиков, можно сказать, нас завалили агитацией. Кампания вышла на финишную прямую, и люди начали определяться», — начал политолог.
Гусев также объяснил причины якобы падения рейтинга «Единой России»: «Что касается падения рейтинга ЕР, данные, которые я вижу, стабилизировались. То есть, было падение к началу лета, а сейчас рейтинг вырос, и по данным ФОМ составляет 45% и растет в последние недели. А по данным „Левады“, он составляет 50%, даже больше, чем растущий рейтинг у ФОМ». Кроме этого эксперт отметил важный факт: «Что будет влиять на рейтинги? Есть закон распределения неопределившихся: их голоса, которые есть всегда перед днем голосования, распределяются следующим образом — большинство получает тот или та партия, у кого в последние 2–3 недели рейтинг растет».
У «Единой России» запланирована мощная кампания на последние две недели перед выборами: «Если у кого-то рейтинг стоит или падает, то они из этих неопределившихся получают совсем немного. В этом смысле, ЕР, как я понимаю, в последние недели запланировала очень мощную агитационную кампанию. В чем суть этой агитации: голосуй как Путин — человек, который основал партию, который ее поддерживает, был на всех съездах, встречался с участниками праймериз, на ближайшее время планируется еще одна встреча с кандидатами в депутаты в ГД. Это мощное событие, которое даст толчок рейтингам ЕР, если удастся в последние две недели провести кампанию в таком ключе, максимальной привязке к президенту, самому рейтинговыму политику — 82% одобрения. И главная стратегия ЕР — не погрязать в мелочах, а сосредоточиться на большой федеральной теме, на поддержке президента».
Эксперт также рассказал об использовании образа президента России Владимира Путина: «Этот ход пытаются использовать многие партии, СР тоже ведет свою кампанию — „пожалуйся Путину“, как-то так, у „Родины“ есть странный слоган „спецназ президента“. Понятно, что никакого отношения они к Путину они не имеют, только ЕР реально имеет отношение к фигуре президента, но другие партии пытаются воспользоваться образхом Путина. Если ЕР удастся удержать образ Путина за собой, то это даст ей рост, хотя цифры, которые есть, и так высоки. В 2011 году, при той негативной кампании, которая была, ЕР получила 49%, а если сейчас, за месяц (до выборов), есть 45%, и рейтинг имеет основание к росту, то это для ЕР очень хорошо».
Политолог рассказал об опубликованном докладе КГИ, и, профессионализме людей его писавших: «Те, кто пытается там анализировать — эти люди, при всем уважении, не понимают логики и технологии предвыборного процесса. Если задать им вопрос „Сколько выборов вы организовали и провели лично?“, то ответ будет „Ноль“. Это значит, что люди не понимают, как на самом деле устроено политическое пространство. Поэтому, когда они начинают во главу угла ставить какую-то теорию вероятности и то, кто сколько раз получал номера, надо понимать, что хоть сколько раз: первый номер дает прибавку, может быть, полпроцента. Ну, неужели политаналитики рассуждают о влиянии теории вероятности и первого места в списках в избирательных бюллетенях на рейтинги партий?.. Конечно, нет! Конечно, это всего лишь манипуляции с цифрами».