14 ноября, четверг

АПЭК опубликовал аналитический доклад «Региональные выборы-2015: „нишевая“ конкуренция»

16 сентября 2015 / 13:54

15 сентября в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная презентации аналитического доклада генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидата исторических наук Дмитрия Орлова «Региональные выборы-2015: нишевая конкуренция».

«Региональные выборы 13 сентября 2015 г. стали важным этапом в развитии политической системы России и последней электоральной кампанией перед федеральным избирательным циклом. Прошедшие выборы — повод для того, чтобы подвести итоги электоральных процессов, происходивших после реформы законодательства о партиях (2012), и обозначить перспективы их дальнейшей эволюции», — пишут авторы доклада.

13 сентября в России был представлен полный спектр российских избирательных кампаний регионального и местного уровня. В 21 регионе прошли прямые губернаторские выборы (кроме того, в трех регионах проходят непрямые выборы), в 11 субъектах Федерации избирали региональные парламенты, в 23 региональных столицах проводились выборы городских дум. В связи с реформой местного самоуправления в этом году не было прямых выборов мэров региональных административных центров, но в ряде городских округов и муниципальных районов такие выборы по-прежнему проводились.

По мнению авторов доклада, прошедшая кампания определила характер, уровень и условия политической конкуренции в России. Нынешний этап политического развития страны характеризуется тем, что конкурентная среда складывается не вследствие борьбы олигархических групп, как это было в 1990-е и в начале 2000-х гг., а в условиях борьбы между политическими партиями, отражающими весь идеологический спектр и стремящимися завоевать поддержку массового избирателя. Конкуренция в России приобрела партийный характер, и это свидетельствует о развитии и укреплении национальной партийной системы.

Одновременно естественным путем — через выборы — происходит селекция политических партий. Их количество в результате реформы выросло на порядок, но не все из них выглядят жизнеспособными, и прошедшие выборы это наглядно продемонстрировали. Конкурентную среду на российских выборах формируют четыре парламентские партии, которые участвуют в выборах практически повсеместно, имея для этого не только формальные основания в соответствии с законодательством, но и политический опыт, известность, кадровый резерв. Что же до партий непарламентских, то и в этом случае работает их опыт: более весомыми игроками выглядят те партии, которые возникли еще до реформы и располагают узнаваемыми брендами, — такие как «Яблоко» или «Патриоты России».

Закономерной авторам представляется и определенная коррекция правил игры в рамках собственно избирательного процесса. «Во-первых, на губернаторских выборах требуется совершенствование процедуры муниципального фильтра. Отношение основных игроков к этой процедуре приобрело слишком формальный характер. Губернаторы не прилагают к преодолению фильтра никаких личных усилий, полагая, что за них все сделает команда и административный ресурс. Кандидаты от остальных партий зачастую полагаются на наличие благоприятной им „установки“ и считают, что подписи у них „появятся“ при помощи властей. В итоге выхолащивается исходный замысел муниципального фильтра, предполагающий, что кандидаты ведут работу на территории, формируют группу своих сторонников среди муниципальных депутатов, агитируют неопределившихся, начиная таким способом публичную кампанию, причем делая это загодя, начиная работу уже весной. Губернаторы тоже могли бы использовать период сбора муниципальных подписей для отработки содержательных аспектов своей кампании. Вероятно, процедура муниципального фильтра должна приобрести более прозрачный и публичный характер, предполагая, в частности, официальную и открытую публикацию списков „подписантов“», — говорится в докладе.

Во-вторых, полагают в АПЭК, нуждается в совершенствовании процедура партийных праймериз. Она тоже должна стать более прозрачной и конкурентной. Недопустимы манипуляции, которые будут подрывать авторитет праймериз и приводить к их профанации. Крайне желательно, чтобы процедура праймериз начала распространяться и на другие партии, помимо «Единой России».

В-третьих, полагают эксперт, «постепенно назревает содержательная реформа внутриполитических блоков в системе регионального управления». «В своем нынешнем виде они во многом ориентированы на методы административной мобилизации, им не хватает гибкости и технологичности. В явном дефиците находится во многих регионах аналитическая работа, не проводятся глубокие социологические и политические исследования. В результате региональным руководителям сложно разработать качественную предвыборную программу, задать реалистичную и популярную повестку, организовать эффективную работу с избирателями. С теми же проблемами сталкиваются „Единая Россия“ и ее кандидаты», — делают вывод в АПЭК.

Источник


тэги
читайте также