Политолог Алексей Чадаев анализирует результаты реформ политической системы последних лет: «Главный результат, который принесло володинское пятилетие во внутренней политике: Россия одержала огромную, пока недооценённую морально-психологическую победу в крайне непростой ситуации».
«Болотная, санкции и обострение с Западом провоцировали Путина на закручивание гаек, ограничение демократии и полицейщину. Сделано же ровно обратное: вернули выборы губернаторов, вернули одномандатников, расширили число партий, ввели процедуру открытого конкурентного отбора кандидатов в „партии власти“, очень жестко и показательно пообрывали руки тем, кто злоупотреблял админресурсом, начали искоренение „черных касс“ и „черных технологий“. Думаю, даже самые оголтелые критики власти не смогут поспорить, что свободы, конкурентности и прозрачности на этих выборах в целом больше, чем в 2011-м», — полагает эксперт.
«Тем самым мы, кроме всего прочего, еще и сказали миру: демократия для нас — это не часть капитулянтского пакета, который мы, проглотив вместе с поражением в холодной войне, реализуем на условиях победителей, дожидаясь момента, когда уже можно без этих сложностей. Демократия — это наше собственное, внутреннее, выстраданное понимание, что пока мы не сумеем наладить систему коммуникаций с людьми, не научимся опираться на волю избирателей в решении внутриполитических проблем — мы всегда будем уязвимы перед множеством угроз. Внешних или внутренних — вопрос отпал; в современном мире эта граница практически стерлась — те же Асад и Эрдоган не дадут соврать», — уверен Чадаев.
«Сейчас обновлённая система накануне действительно большой проверки: выборы в Госдуму. До голосования месяц, но уже видны разительные отличия в ходе кампании от середины ноября 2011-го. Главное из них: федеральная площадка, периметр Бульварного кольца — больше не центральное поле битвы. Основные битвы развернулись в регионах, где люди, оторвавшись, наконец, от бесконечного телешоу нулевых „Московские Хипстеры Против Злого Режима“, обсуждают свои собственные чаяния и локальные интересы, выбирая своих представителей в федеральный парламент. Кандидаты же — и провластные, и оппозиционные — не стоят под окнами телецентра Останкино в надежде заполучить кусочек федеральной медийности, а пашут в своих округах: на встречах с избирателями, местных мероприятиях, днях городов и т. д. Российское общество перестало быть пассивным наблюдателем внутриэлитных разборок между соседями по рублевским поселкам, к которым допрежь и сводилась в огромной степени вся наша внутренняя политика, и занялось своей собственной, региональной и муниципальной повесткой», — полагает политолог.
«В этом смысле глубоко символично, что главный инженер новой политической системы встречает ее пятилетие, возглавляя региональную группу на выборах в Саратове, Волгограде, Тамбове и Пензе. Россия возвращается к себе. Давно пора», — резюмирует Чадаев.