24 ноября, воскресенье

Выборы в Москве: когда ксенофоб становится маргиналом

22 июля 2013 / 19:51

Тема отношения к мигрантам будет так или иначе присутствовать в кампании по выборам мэра Москвы. Вероятнее всего, она останется фоновой, и ни один из «больших» кандидатов не решится на ее полноценное использование. Но что ксенофобские настроения части москвичей смогут принести кандидату, осмелившемуся нарушить табу? Эксперты, отвечая на этот вопрос, развеивают ряд мифов.

Согласно официальным данным, в Москве поставлено на учет 1 млн 745 тысяч мигрантов. И они, помимо неоспоримой пользы, приносят и немало проблем. Одна из них – ксенофобия. В преддверии сентябрьских выборов мэра это тема, с которой в той или иной мере пытаются работать практически все соискатели высоко кресла. Но так ли просто прокатиться на волне и не принести себе репутационный вред, который, в конечно итоге может сказаться на результатах после вскрытия урн?

Тема мигрантов волнует всю Россию, констатируют социологи. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце июля представил данные о том, какие опасности для страны кажутся россиянам наиболее реальными сегодня. И наиболее реальной угрозой для страны россияне сегодня считают заселение России представителями других национальностей (35% такое развитие событий представляется вполне реальным). На втором месте - упадок культуры, науки, образования (33%). Далее следуют экологическая катастрофа (вполне возможной ее считают 28%), террористические акты в отношении стратегически важных объектов (28%), исчерпание запасов нефти и газа (25%), раскол внутри нынешней правящей верхушки (24%), вымирание населения из-за низкой рождаемости (23%), резкое снижение уровня жизни (22%).

Данные не кажутся удивительными, если вспомнить, что по информации Федеральной миграционной службы (ФМС) с начала нынешнего года на территорию России въехало порядка 10 млн мигрантов.

Примечательно, что согласно июльскому опросу Аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центра»), на первом месте среди проблем, волнующих москвичей, оказались мигранты, приехавшие в столицу из бывших южных республик СССР и выходцы с Северного Кавказа. Об этой проблеме заявили 55% респондентов. На втором месте – рост тарифов ЖКХ и уличные пробки. Причем две последние проблемы, согласно данным социологов, демонстрируют нисходящий тренд, а первая – восходящий.

Такая тенденция может объясняться рядом факторов, но есть и совершенно очевидные тому объяснения. Так, на прошлой неделе прокурор Москвы Сергей Куденеев сообщил, что за последние четыре года уровень преступности среди мигрантов в столицы удалось снизить почти вдвое, хотя ими по-прежнему совершается каждое пятое преступление. Куденеев назвал цифры: в 2012 году мигрантами было совершено чуть более 8 тысяч преступлений, в структуре преступности города доля преступлений, которые совершают мигранты, составляет более 20%.

Согласно официальным данным, в 2012 году на миграционный учет в столице поставлено 1 млн 745 тысяч иностранных граждан. Это на 10 тысяч больше, чем в 2011 году. Но есть еще и неофициальные цифры, которые можно умножать в разы, считают даже официальные лица.

Данные социологических опросов и приведенные цифры кандидаты на пост мэра Москвы знают лучше других, и пройти мимо темы они просто не могут. Жестко о незаконной миграции уже высказался в самом начале кампании и.о. мэра Сергей Собянин. Свою позицию обозначили Иван Мельников и Николай Левичев. Но говоря о мигрантах, эксперты чаще упоминают и фамилию Алексея Навального, который на заре своей политической карьеры в «Яблоке» и «Народе» не скрывал своих взглядов на проблему мигрантов.

Тем не менее, обсуждение проблемы мигрантов остается в высокой степени табуированным. Для рискнувшего выйти с «антимигрантской» повесткой существует опасность политической маргинализации. В конце концов, открыто заявлять о своих националистических взглядах зачастую означает для публичного политика попадание в информационное гетто. Публичная персона рискует не только своим имиджем, но и личными контактами.

Очевидно, что тема отношения к мигрантам будет, так или иначе, «играть» в столичной кампании. Вероятнее всего, она останется фоновой, и ни один из «больших» кандидатов не решится на ее полноценное использование. Но что ксенофобские настроения части москвичей смогут принести кандидату, осмелившемуся нарушить табу? Эксперты, отвечая на этот вопрос, развеивают ряд мифов.

Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева полагает, что «пока в Москве, в том числе и среди кандидатов в мэры, нет тех лидеров, которые целиком воплощали бы в себе идеи националистов».

«На ситуацию повлияла политика Сергея Собянина, который говорит, что нужно селективно принимать мигрантов в столице и ужесточить контроль за их пребыванием в городе. Поэтому уровень националистических притязаний этими заявлениями значительно снижен. Таким образом, Собянин снижает возможности использовать этот тренд потенциальными радикальными претендентами на пост мэра». Эксперт: Дробижева Леокадия Михайловна

«Говоря о национализме, многие вспоминают Алексея Навального, помня, что он начинал как националист», - говорит эксперт. Объяснение, считает Дробижева, этому факту есть. «В то время это были массовые настроения, и он хотел взять от ситуации все возможное, прокатиться на этой «волне», - говорит она. - Я думаю, что Навальный в ходе мэрской кампании не будет педалировать тему национализма, я не вижу оснований для этого. Мы отслеживаем колебания в его настроениях - он не совсем дистанцировался от националистов, но и не подтверждал причастность к ним. И это положение ставится некоторыми ему в «минус», поскольку его либеральный электорат менее националистичен».

В свою очередь, директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский уточняет, что «посчитать даже приблизительно, сколько голосов приобретет, а сколько потеряет кандидат в мэры, который начнет говорить о межнациональных отношениях в Москве, очень сложно».

«Да, любой опрос показывает, что в столице ксенофобные настроения сильнее, чем в целом по стране, но не понятно, как это можно конвертировать в политический капитал» Эксперт: Верховский Александр Маркович

Ведущий научный сотрудник Центра геополитических исследований Института географии РАН Ольга Вендина уверенна, что ксенофобия – это не только удел маргиналов.

«Существует расхожее убеждение, что ксенофобскими настроениями в большей степени заражены небогатые слои общества, - отмечает Вендина. - Но это далеко не так. Те, кто находятся на более высоких социальных ступеньках общества, также заражены этим. Просто формы проявления ксенофобии разные. Низшие слои склонны к проявлениям прямой агрессии, к конфликту. Те, кто умней, состоятельней, образованней, просто избирают иную форму. Некоторые селятся, имея такую возможность, в закрытых для посторонних жилых комплексах, пытаются минимизировать бытовой контакт с мигрантами, посещают заведения, недоступные для приезжих. Но суть от формы не меняется».
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
22 июля / 19:55
Националистические настроения в последнее время не фокусируются в лишь одной социальной группе
Они распространены как среди небогатых слоев общества, у которых мигранты являются «козлом отпущения», так и в среде образованных слоев населения, средних и высших средних групп {Читайте далее}
Дробижева Леокадия Михайловна, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН
22 июля / 19:56
Сегодня в Москве нет никакого табу на национализм среди всех социальных групп
Народ будет вычитывать антимигрантскую риторику между строк {Читайте далее}
Верховский Александр Маркович, директор Информационно-аналитического центра «Сова»
22 июля / 19:57
Пора избавляться от уверенности в том, что ксенофобия характерна скорее для крупных городов
Низшие слои склонны к проявлениям прямой агрессии, к конфликту. Те, кто умней, состоятельней, образованней, просто избирают иную форму ксенофобии {Читайте далее}
Вендина Ольга Ивановна, ведущий научный сотрудник Центра геополитических исследований Института географии РАН