Они распространены как среди небогатых слоев общества, у которых мигранты являются «козлом отпущения», так и в среде образованных слоев населения, средних и высших средних групп.
Во-первых, мне кажется, что пока в Москве, в том числе и среди кандидатов в мэры, нет тех лидеров, которые целиком воплощали бы в себе идеи националистов. Возможно, в будущем они появятся.
Во-вторых, на ситуацию повлияла политика Сергея Собянина, который говорит, что нужно селективно принимать мигрантов в столице и ужесточить контроль за их пребыванием в городе. Поэтому уровень националистических притязаний этими заявлениями значительно снижен. Таким образом Собянин снижает возможности использовать этот тренд потенциальными радикальными претендентами на пост мэра.
Что касается социальных слоев, к сожалению, националистические настроения в последнее время не фокусируются в какой-то одной социальной группе. Эти настроения в качестве защитных национальных интересов среди разных социальных групп. Более того, можно говорить о том, что они поляризировались. Они, с одной стороны, распространены среди небогатых слоев общества, у которых мигранты являются «козлом отпущения». С другой стороны, эти установки характерны и для образованных слоев населения, средних и высших средних групп.
Если же говорить о креативном классе, то нельзя сказать, что их установки чем-то отличаются. Они тоже имеют защитное, антимигрантское настроение. И здесь даже не приходится говорить о бытовом национализме, здесь что-то большее. Бытовой национализм связан с какими-либо ущемлениями, в данном же случае креативным классом ставится вопрос: кто хозяин на этой земле.
Говоря о национализме, многие вспоминают Алексея Навального, помня, что он начинал как националист. Объяснение этому факту есть. В то время это были массовые настроения, и он хотел взять от ситуации все возможное, прокатиться на этой «волне».
Я думаю, что Навальный в ходе мэрской кампании не будет педалировать тему национализма, я не вижу оснований для этого. Мы отслеживаем колебания в его настроениях, он не совсем дистанцировался от националистов, но и не подтверждал причастность к ним. И это положение ставится некоторыми ему в «минус», поскольку его либеральный электорат менее националистичен.