Спустя год после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) профильные отечественные эксперты 23 августа организовали в Москве пресс-конференцию, чтобы обсудить итоги этого символичного срока. Поскольку заявленные представители Минэкономразвития на встречу предпочли не явиться, риторика практически всех выступавших в отношении ВТО имела ярко выраженный критический характер.
Общее настроение экспертов можно выразить метафорой одного из них: ВТО – это молоток, которым можно либо гвоздь забить, либо палец отбить, и в России инструмент явно попал не в те руки. Впрочем, как выяснилось, эксперты считают, что причина неконкурентноспособности российских производителей не только в нехватке госпомощи, но и в «лицемерии» Европы. Отечественные же отраслевики, по их мнению, ни в чем не виноваты, т.к. ведут дело настолько хорошо, что даже американским специалистам им посоветовать нечего.
В начале конференции директор Международного делового центра «Россия в ВТО», участник переговоров по присоединению России к ВТО Роман Губенко призвал воспринимать критику, как сигнал к необходимости позитивных изменений. Отметив, что год - это недостаточный период, чтобы «объективно оценить результаты, которые мы получим», он привел ряд данных, согласно которым членство РФ в торговой организации пока ничего хорошего ей не принесло.
За последние 11 месяцев импорт молока в Россию вырос на 19,6%, табака на 15,2%, овощей на 14,7%, мороженой рыбы - на 13,2%. По отдельным отраслям промышленности ситуация еще печальнее. Например, импорт вагонов и локомотивов увеличился аж на 97% - по сравнению с прошлым годом его объем увеличился в 53,5 раза! Правда, как пояснил Губенко, это связано не столько с вступлением в ВТО, сколько с объективными факторами. Закупалась трамваи для Универсиады в Казани и «первые ласточки» для ряда масштабных железнодорожных проектов. Вырос на 10% импорт обуви.
Однако наблюдается и положительная динамика. На 2,1% упал объем импорта сахара, на 4% - импорт говядины, на 6,6% импорт мяса птицы, на 12,5% зерновых, на 20,5% филе рыбного.
По мнению Губенко, проблемы, которые испытывает Россия в связи с вступлением в ВТО - в недостатке профессиональных кадров и отсутствии диалога бизнеса и власти.
«Недостаточно инициатив реализовывается, недостаточно внимания уделяется многим секторам. С точки зрения государственной поддержки многое было сделано. Но этого недостаточно», - подчеркивает он. Китай, считает специалист, подготовился к вступлению в ВТО гораздо основательней.
Пока, по оценке Губенко, от вступления в ВТО выиграла лишь российская металлургия. На эту продукцию были сняты все количественные ограничения. При этом на внешних рынках для российских товаров до сих пор сохраняются порядка 2000 ограничений.
Следующим слово взял член Общественного совета при Минсельхозе РФ, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По признанию коллег, именно его отрасль оказалась одной из самых пострадавших от вступления в ВТО. Тем не менее, начал он с того, что подчеркнул, что не считает ВТО причиной неудач российской молочной сферы. Эксперт напомнил, что ВТО - это конкурентная борьба, в том числе, с применением силовых методов. Но российская молочная сфера вошла в эту борьбу совершенно неподготовленной. «Самыми хиленькими и слабенькими в самой слабенькой российской отрасли – сельском хозяйстве – оказались молочники», - говорит он.
Винит в этом он недостаток поддержки со стороны государства. Для сравнения, эту сферу лучше защищают в Белоруссии, Евросоюзе и США. «Я подчеркиваю, мы неконкурентоспособны именно по уровню господдержки», - заявил Даниленко.
По его словам, запланированная программа помощи после вступления в ВТО была принята в урезанном виде. При этом чиновники, по его словам, проявляют своеволие и вопреки мнению большинства представителей отрасли навязывают собственную, неудобную производителям систему оказания поддержки. «В результате 30% отрасли получает в 3 раз больше поддержки, чем остальные 70%», - негодует он.
Мешает конкурировать с иностранными производителями и крайне высокие ставки кредитования: «Даже после субсидирования она получается примерно 7% годовых на 8 лет, в Евросоюзе это 15-20 и даже 25 лет под 3% годовых. Это разница 5-7 рублей на литр молока при средней цене реализации в стране 15 рублей». При этом в текущем году государство не намерено вовсе субсидировать кредиты, а по обещанным субсидиям нет пролонгации, сетует он.
Это приводит к тому, что Россия получает по дешевке из-за границы сухое молоко, пальмовое масло и концентрированный жир, а отечественные производители стране не нужны, делает Даниленко вывод.
«В итоге мы имеем рекордное падение производства молока в России, по нашим оценкам более чем на 10% мы упали в производстве качественного, товарного молока», - напоминает он.
Этим пользуются иностранные импортеры, повышая цены на свою продукцию. В результате, вопреки обычной практике, нынешним летом цены на молоко в России растут, а не падают, объясняет эксперт последствия, увеличивается и доля фальсифицированной продукции.
В заключение своего выступления он поставил ультиматум торговым сетям, которые категорически отказываются убирать с полок откровенно некачественную молочную продукцию. Если они не откажутся от этого – он обещал объявить публично их имена.
Похвалил в своей речи Даниленко лишь Роспортребнадзор за приостановку импорта молочной продукции из Новой Зеландии в связи с возникшими вдруг вопросами по ее безопасности. Впрочем, и тут не обошлось без ложки дегтя: эксперт пожаловался, что в Минсельхозе нашлись чиновники, которые просили этот запрет отменить, хотя по логике, должны защищать и россиян и российских производителей.
«ВТО показывает, где у нас слабые места. И ими надо заниматься. Иначе мы просто уничтожим отрасль, где задействовано 2 млн трудоспособного населения, которое обеспечивает от 20 до 25% на полках магазинов, - говорит он. - Мы вступили в высшую лигу, но забыли купить каски, форму и даже не удосужились почитать правила. Примерно так я оцениваю ситуацию».
Следующий спикер, вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, согласился с коллегами, что ВТО – это уже реальность для России и бороться с нею бесполезно, и нужно приспосабливаться. Пока государство, по его словам, действует «коряво». В США, например, существует программа продовольственной господдержки стоимостью несколько миллиардов долларов. У нас аналогов такой программе нет.
Нет в России и стимулов проведения технической модернизации. Самыми большими рисками от вступления ВТО являются, по словам эксперта, неустраненные проблемы сложных отраслей. Корбут признает, что эти проблемы – в частности, огромные долги сельскохозяйственной отрасли - существуют давно, с ними просто никто не пытался справиться.
Говоря о деталях, Корбут отметил ситуацию с производством риса. Он рассказал, что по отечественным производителям сильно ударило снижение ввозной пошлины в три раза - до 45 евро. Это одно - еще бы ничего. Но для ряда развивающихся стран, по требованию Всемирного банка, был введен преференционный режим нулевой пошлины. Его необходимо отменить, считает эксперт.
Европа же, утверждает Корбут, напротив постоянно предпринимает протекционистские меры. А судиться в арбитраже ВТО очень дорого. Кроме того, на Западе юристы лучше, а значит опять же у США и Европы преимущество.
Любопытную ремарку сделал Роман Губенко. По его словам, США и несколько стран Европы являются самыми активными участниками судебных споров в рамках ВТО. На них приходится 70% всех разбирательств.
Последним выступал директор Аналитического центра «ВТО-Информ» Евгений Корчевой. Он начал с того, что напомнил, как большинство пессимистичных прогнозов экспертов относительно будущего России в ВТО оправдались. А официальные прогнозы, которые сулили рост конкуренции, снижение тарифов внутри страны и прочие плюсы – нет.
Среди минусов от вступления он отметил рост долгов по зарплате на 25%, рост безработицы в частном секторе на 8%, замедление прироста промышленного производства, и местами даже его снижение. И это при том, что цена на нефть за минувший год только росла.
«Налицо неравная конкурентная ситуация по инвестициям. Экономическая система в стране показывает, что при существующих налогах, ценах на энергоносители, кредитных ставках никакой бизнес в России (может быть за исключением сырьевого, который и то, исключая металлургию, испытывает трудности) не конкурентоспособен», - говорит он.
Усугубляет ситуацию неравноправная ситуация с ограничительными мерами. Например, Европа ввела квоты для России на поставки зерновых, а России вводить квоты, например, на мясо по договоренности запрещено.
Впрочем, отметим, что за границей к России предъявляют претензии прямо противоположного характера. В частности, как пишет немецкая газета «Deutsche Welle», опросившая к годовщине РФ в ВТО ряд профильных экспертов и чиновников, Россия предпринимает слишком много протекционистских мер. Среди таковых называют, например, утилизационный налог для ввозимых иномарок, и неожиданное ужесточение санитарных норм по ввозимому мясу, из-за чего импорт свинины, в частности, из Германии сократился на 30%.
Однако эксперты с этими претензиями категорически не согласились. Андрей Даниленко, например, соглашается, что РФ порой действует жестко, но точно так же как и Европа или США.
«Да жестко, да принимаем жесткие решения, но в рамках существующих правил. Если вы посмотрите уровень государственной поддержки, то увидите, что получает российский производитель, а что немецкий», - заявил он в ответ на вопрос корреспондента Центра политического анализа.
Согласен с этим и Александр Корбут. По его мнению, Европа предпринимает гораздо более серьезные протекционистские меры, чем Россия.
«Кто бы говорил! Годами ведутся переговоры о сертификации продукции наших предприятий, там, где никаких проблем нет! Даже там, где предприятие с иностранным участием. Годами не дают выйти на свой рынок. Это что - не протекционизм? Это прямой протекционизм – ограничения доступа на рынок», - возмущен он.