4 мая, суббота

В поисках вопроса президенту

24 декабря 2013 / 20:06

Прошедшая 19 декабря пресс-конференция президента РФ Владимира Путина породила большую дискуссию о профессиональной этике в журналистском сообществе. Повод для этого дали несколько участников мероприятия, чьи выступления явно выходили за рамки журналистских вопросов. Их пространные монологи, отнимавшие у коллег время на собственные вопросы, вызвали довольно резкую реакцию. Центр политического анализа попытался разобраться в том, что заставляет «акул пера» теряться перед Путиным.

Как отметили многие наблюдатели, начиная примерно с середины пресс-конференция плавно превратилась в «Прямую линию с Владимиром Путиным». Журналисты не столько задавали вопросы, сколько выступали сами: жаловались на проблемы с криминалом или чиновников в своем городе, просили дать деньги на что-то, просто делились с главой государства личным счастьем или горем. Все это происходило на фоне борьбы остальных участников за микрофон: президенту показывали плюшевые игрушки, огромные баннеры или просто кричали из зала. В какой-то момент часть собравшихся начала хлопать в ладоши, чтобы вынудить замолчать одного из коллег, затянувшего монолог. Впрочем, особого эффекта это не дало.

Опрошенные Центром политического анализа журналисты высказывают самые разные мнения насчет причин такого поведения коллег. Например, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев полагает, что на пресс-конференции было слишком много журналистов, не достаточно подготовленных к этому мероприятию.

«Журналист приходит на пресс-конференцию и забывает о том, что он пришел выполнить свою работу, которая заключается в том, что нужно задать главе государства вопрос, а потом сообщить ответ на этот вопрос в своем СМИ. Журналист не желает исполнять свой профессиональный долг, за который ему, заметим, платят деньги, и начинает показывать йети, мишки, что-то лоббировать, рассказывать про свою жизнь, свадьбу, детей. Это не правильно, для этого есть другие форматы», - посетовал он, отметив, что даже встреча с членами ОНФ, в которой Путин участвовал несколько недель назад, была более продуктивна.

Журналист «Московского комсомольца», депутат Госдумы Александр Хинштейн также полагает, что проблема в чрезмерной открытости пресс-конференции Путина, которая уже стала самостоятельным «политическим действом».

«Ее [пресс-конференции] отличие от «Прямой линии» в том, что на «линии» вопросы заранее как-то модерируются, а здесь смысл именно в том, что каждое издание в состоянии аккредитовать своего корреспондента на пресс-конференцию президента, и при этом выступления журналистов никто заранее не модерирует», - объясняет он.

Не исключает Хинштейн и элементов лоббизма в действиях журналистов. В частности, он вспомнил журналистку из Приморья Марию Соловенько, которая прямо попросила выделить 20 млн рублей, которых не хватает для установки оборудования в новом медцентре в ее регионе.

«Но к этому я как раз отношусь нормально… Ведь она наверняка в своей газете об этом писала, а реакции никакой не было. Что толку если б она об этом еще 40 раз написала? Она поставила этот вопрос ребром, потому что понимает, что ее читателей это волнует. И в этой части я ее, если честно, поддерживаю», - говорит Хинштейн.

Согласен с тем, что журналисты могут не по своей воле подменять вопросы просьбами и известный самарский журналист, владелец нескольких СМИ Эрнест Старателев. «Запросто кто-то мог воспользоваться этим (участием знакомого журналиста в пресс-конференции Путина – ред.) в своих узкокорыстных целях. Все может быть», - предполагает он.

Впрочем, говоря в целом, Старателев считает, что основная причина в том, что к президенту в России особое отношение у всех, в том числе и журналистов.

«Просто у нас сложилась такая традиция общения с первым лицом, как с царем-батюшкой. Не думаю, что в этом есть что-то дурное. Это понятный, живой рефлекс общения с первым лицом. Просто такая ментальная традиция», - говорит он.

Журналист Александр Дюпин согласен с тем, что в данном случае у части коллег эмоции взяли верх над профессионализмом. По его мнению, в будущем, чтобы избежать подобных неурядиц, у столь значимой пресс-конференции все же должен быть сценарий.

«На мой взгляд, на пресс-конференции Путина часть коллег просто не подготовились. Чтобы избежать таких ненужных и главе государства, и сами журналистам, и, главное, зрителям моментов лучше всего было бы проводить, например, публичный конкурс вопросов. Это, по-моему, сделало бы мероприятие более насыщенным и интересным», - считает он.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
24 декабря / 20:31
Журналист – это профессионал, и он обязан говорить по делу
Авторитет среди коллег или славу среди читателей он может заработать не эмоциями {Читайте далее}
Дюпин Александр Сергеевич, журналист
24 декабря / 20:33
У нас сложилась такая традиция общения с первым лицом
Сегодня большинство частных проблем решаемы, особенно журналистами, которые смогли аккредитоваться на пресс-конференцию Путина {Читайте далее}
Старателев Эрнест Юрьевич, журналист, политтехнолог
24 декабря / 20:35
Форум Народного фронта прошел более содержательно
Надо держать себя в руках – это единственное, что могу посоветовать коллегам {Читайте далее}
Фадеев Валерий Александрович, член Общественной палаты, главный редактор журнала «Эксперт», президент Института общественного проектирования (ИНОП)
24 декабря / 20:37
Одно, пусть небольшое, но конкретное дело лучше, чем 100 самых красивых и ярких слов
Журналисты просто начинают забывать о своей именно журналистской деятельности и начинают выступать как просто граждане {Читайте далее}
Хинштейн Александр Евсеевич, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействия коррупции Государственной Думы РФ