Президент США Барак Обама отправил в отставку министра обороны Чака Хейгела. Об этом он объявил в минувший понедельник, оговорившись при этом, что инициатива такого решения принадлежит главе военного ведомства. Это решение Хейгел принял самостоятельно — около месяца назад, сообщил президент, и что Хейгел за то время, пока работал в составе администрации, успел стать его настоящим другом. «Мы из разных партий. Но в этом единстве и есть сила. В первую очередь мы — американцы… И я надеюсь, что часть усилий, которые Хейгел приложил на этом посту, продолжит приносить пользу и в будущем», — подчеркнул Обама.
Президент США сказал, что за прошедшие два года со дня назначения Хейгела на пост, «Чак стал образцовым министром обороны», обороноспособность страны находится на хорошем состоянии, и страна с уверенностью смотрит в будущее. И еще добавил Обама, «сегодня НАТО сильна как никогда. Мы расширили свое присутствие в Центральной и Восточной Европе. Модернизировали базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Усилили сотрудничество с военными ведомствами Китая. В этом есть огромный вклад Чака». А до назначения приемника Хейгел продолжит исполнение своих обязанностей.
«New York Daily News» пророчит в качестве потенциальных приемников Чака Хейгела экс-заместителя главы Пентагона Мишель Флурной (которая, впрочем, уже попросила Обаму не рассматривать ее кандидатуру — прим. ред.), сенатора-демократа Джека Рида и бывшего первого замминистра обороны Эштона Картера. Правда, как передает из Вашингтона корреспондент ТАСС Дмитрий Кирсанов, утвердить назначение нового главы Пентагона сенатом Конгресса США в текущем году не удастся. Об этом сообщил в понедельник в своей электронной версии вашингтонский еженедельник «Defence news», специализирующийся на освещении вопросов обороны и безопасности.
Ссылаясь на неназванный «высокопоставленный источник в сенате», журнал отметил, что у законодателей в верхней палате Конгресса практически нет времени на проведение слушаний по рассмотрению кандидатуры сменщика Чака Хейгела, даже если та будет незамедлительно выдвинута президентом США Бараком Обамой. Впереди рождественские каникулы, а у Сената и без того сверстана напряженная законотворческая повестка дня, главным пунктом которой является обеспечение продолжения ассигнований на работу правительства в условиях не принятого до сих пор федерального бюджета на 2015 финансовый год, стартовавший 1 октября. Кроме того, в Конгрессе много «хромых уток» — невыбранных на новый срок конгрессменов. Они дорабатывают до января, и их сегодня волнуют совершенно другие проблемы, а не кандидатура нового министра обороны, утверждает журнал.
Так это или не так, спорить не будем. Но замечание насчет «хромых уток» представляется весьма значимым. И сам президент США Барак Обама стал «хромой уткой», его демократическая партия провалила довыборы в Конгресс и Сенат, где большинство теперь будет принадлежать республиканцам, и увольнение единственного республиканца в администрации Белого дома — именно Чака Хейгела, по мнению некоторых экспертов, выглядит, как определенная месть республиканцам за одержанную победу над демократами. Или, скорее, как демонстрация того, что избиратели сделали большую ошибку, проголосовав за республиканцев, коли даже лучший среди них — министр обороны и тот не сумел справиться с поставленными перед ним задачами. Что тогда говорить о будущем Америки, где станут властвовать республиканцы?!
Чак Хейгел становится таким образом, продолжают эксперты зоологический ряд, своеобразным козлом отпущения за провалы самого Обамы во внутренней и внешней политике США и жертвой межпартийной борьбы демократов и республиканцев. При этом, как шутят международники, президенту США надо было чуточку дотерпеть до будущего года — года козы по китайскому календарю. Тогда бы логика главы Белого дома-представителя демократической партии выглядела бы совершенно законченной.
Шутки шутками, а предположение, что, отправив в отставку Чака Хейгела, Обама таким образом сделал попытку прикрыться бывшим министром обороны от критики за провалы своей внешней политики, представляется весьма вероятным и обоснованным.
События в Афганистане, откуда президент США обещал вывести свои войска к концу 2014 года, показали, что подобное решение несколько преждевременно. Пока нет серьезных договоренностей между центральным правительством и отрядами Талибана и Аль-Каеды, а их в ближайшее время достичь не удасться, выводить из страны основной контингент американских войск и войск НАТО было бы нецелесообразно. Слишком велик риск, что власть в Кабуле опять захватят радикальные исламские силы, и все, что коалиционные войска сумели сделать за десять с лишним лет пребывания в регионе, вновь пойдет насмарку. Правда, процесс вывода уже запущен, Чак Хейгел возглавил его, за что был удостоен благодарности Обамы, назвавшего министра «неординарным руководителем». Да и многие государства-участники коалиции, вздохнув с облегчением, полностью ушли из Афганистана. Теперь вернуть их туда назад нет никакой возможности. В результате глава Белого дома вынужден издать секретный приказ и по договоренности с президентом Ашрафом Гани Ахмадзаем оставить в стране еще около 10 тысяч своих военнослужащих, подвергая опасности их жизнь и здоровье.
И хотя в Вашингтоне крестятся и божатся, что они будут принимать участие исключительно в подготовке и обучении афганских военнослужащих и полицейских, мало кто сомневается, что от боевых действий джи-ай уклониться никак не удастся.
Похожая ситуация и в Ираке, откуда Соединенные Штаты ушли, практически бросив на произвол судьбы правительство Джаляля Талабани. Ни хаос в стране, ни ожесточенная террористическая война всех против всех — шиитов против суннитов, суннитов против шиитов, курдов против тех и других, возникновение на фоне этой борьбы и вооруженного конфликта между правительственными войсками Сирии и противостоящей им оппозиции новой террористической организации — Исламского государства Ирака и Леванта, а сегодня просто Исламского государства, боевики которого публично, перед объективами телекамер режут головы христианам, в том числе и американцам, — ничто это не остановило Обаму.
Одними авиаударами по позициям ИГ, в том числе и на территории Сирии, к которым под давлением Вашингтона присоединились некоторые его союзники по НАТО, проблема не решается. США вынуждены ввести в Ирак полторы тысячи своих рейнджеров. Опять же под маскировочной сетью, что они будут советниками и инструкторами, станут заниматься подготовкой иракской армии, готовить ее к борьбе с ИГ. Но спрашивается, почему это не удалось за десять с лишним лет пребывания в Ираке гораздо большего числа американских и не только американских вооруженных инструкторов? Опять в этом виноват Чак Хейгел, который занимал пост министра обороны всего неполных два года? Может, проблемы американской политики на Ближнем и Среднем Востоке гораздо глубже, чем недостатки в работе экс-главы военного ведомства? Тем более что он эту политику не определяет, а только выполняет указания президента и Верховного главнокомандующего.
Говорят, ошибкой Хейгела было выступление с критикой политики Израиля в отношении Палестины и соседних арабских государств, отказ от поставок на Украину ударных систем вооружений в пользу нелетальных. Наблюдатели вспоминают, как сенатор Маккейн, известный своей патологической ненавистью к России, рвал и метал в Конгрессе, обвиняя Чака Хейгела и подчиненные ему разведывательные службы в том, что они проморгали присоединение Крыма к Российской Федерации, не предприняли никаких мер, чтобы не допустить этого. Но какие меры мог предпринять Хейгел, кроме демонстративной отправки кораблей 5-го американского флота в Черное море, никто сказать не может. Начинать войну с ракетно-ядерной Россией не в силах ни Хейгела, ни Обама. Как бы этого кому не хотелось.
Да, после присоединения, а точнее возвращения Крыма в Россию Чак Хейгел разорвал все официальные отношения с российским министром обороны Сергеем Шойгу и с подчиненным ему военным ведомством. Отложил в дальний ящик планы военного и военно-технического сотрудничества. Отказался прислать в Москву, на соревнование «Танковый биатлон», как обещал перед этим, американские танки «Абрамс» и их экипажи, что некоторые эксперты в Первопрестольной расценили, как боязнь проиграть состязание стареньким российским Т-72БМ. Свернул контакты генералов и офицеров двух стран по самым разным взаимовыгодным направлениям. А еще он увеличил количество американских войск и военной техники в странах Балтии и Польше, расширил масштаб проводимых там учений и походов кораблей к границам нашей страны, создал у наших рубежей несколько новых военных баз, где на ротационной основе подразделения Пентагона постоянно сменяют друг друга. Продолжил выполнять поставленную президентом Обамой сверхзадачу о размещении вблизи российских границ систем Противоракетной обороны. Не раз и не два обвинял и до последнего времени продолжает обвинять российских военных в экспансии на Украину.
Но это давно уже стало общим местом в ритуальных выступлениях руководителей стран НАТО и США. Хотя автор этих строк, кому не раз доводилось присутствовать на встречах руководителей военных ведомств двух стран — Чака Хейгела и Сергея Шойгу, на их совместных пресс-конференциях, считал и считает американского экс-министра обороны открытым и здравомыслящим человеком. Но, видимо, такова природа этого жанра — неприятие российской самостоятельности в отношениях со своими историческими соседями. Американские политики никак не привыкнут и не хотят привыкать к неуступчивости и жесткости действий Москвы, когда дело касается ее национальных интересов и национальной безопасности. Хотя привыкать придется. Правда, теперь без Чака Хейгела, а через пару лет и без отправившего его в отставку Барака Обамы.
Кто займет пост министра обороны США на ближайшие два года, гадать не будем. Это прерогатива главы Белого дома, ему и решить данную проблему, согласовывать кандидатуру своего протеже с Конгрессом и Сенатом. Понятно только, что надо очень не любить того человека, которому Барак Обама предложит пост главы военного ведомства. Решить проблему ИГ ему будет не под силу, победить международный терроризм — тоже, без России это неосуществимо. Как неосуществимо повлиять на суверенную политику России и изменить ее. Не исключено, что накануне очередных президентских выборов и новому министру обороны придется сыграть роль козла отпущения или прикрытия для Барака Обамы. Это кому как нравится.
Межпартийная борьба за власть в Вашингтоне требует жертв. Кто готов стать ею? Джек Рид, Эштон Картер? А, может, Хилари Клинтон? Демократу-кандидату в президенты США-2016 опыт министра обороны не помешает.
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС