Министр иностранных дел России Сергей Лавров в среду, 18 декабря, в рамках «правительственного часа» рассказал членам Совета Федерации РФ о наиболее актуальных вопросах внешней политики страны. Тем временем эксперты, опрошенные Центром политического анализа, оценили «коэффициент полезного действия», который демонстрирует в уходящем году российский дипломатический корпус.
Сергей Лавров обозначил перед сенаторами свою позицию по ряду наиболее остро стоящих вопросов. Так, глава МИД заявил, что достигнутые накануне в Москве договоренности между Россией и Украиной выгодны обеим сторонам и не сводятся только к предоставлению Украине кредита.
«Все сводить только к выдаче кредита было бы некорректно. Договоренности, которые вчера были подписаны, гораздо шире», - подчеркнул Лавров. По его словам, подписанные документы направлены на восстановление и существенную активизацию промышленных, производственных связей, производственную кооперацию двух стран. Лавров подчеркнул, что эти соглашения позволят «задействовать колоссальные возможности, заключенные в том, что у нас взаимопереплетение наших экономик, связи между предприятиями».
Лавров также сообщил членам верхней палаты парламента, что, как он ожидает, на предстоящем в начале следующего года саммите Россия-ЕС в Брюсселе «будет принято решение, которое позволит подписать соглашение об облегчении визового режима между сторонами».
«Если бы это зависело от нас, мы бы могли сделать это уже завтра», - цитирует министра ИТАР-ТАСС. Лавров напомнил, что работа по подготовке этого соглашения ведется уже давно и, по его словам, «существуют определенные категории граждан, которым был бы на пользу безвизовый режим между Россией и ЕС, в частности, журналисты».
Коснулся Лавров и темы Евразийского интеграционного проекта. «Как не раз подчеркивал президент РФ Владимир Путин, мы никому ничего не навязываем, - отметил министр. - Евразийский интеграционный проект основан на равноправии, на реальных экономических интересах, он способствует развитию плодотворного сотрудничества, укреплению региональной и международной стабильности. Наши три страны - Россия, Белоруссия и Казахстан - твердо нацелены на выполнение графика, предусматривающего выход с 1 января 2015 года на новую стадию интеграции - евразийского экономического союза. Мы поддерживаем стремление Армении и Киргизии в участии в этих интеграционных процессах». В настоящее время, добавил Лавров, «разрабатываются соответствующие «дорожные карты».
«Наша стратегическая задача - в перспективе создание единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, - и в этом контексте мы против закрепления в Европе каких-либо разделительных линий, против навязывания европейским народам искусственного выбора - с нами или против нас», - заметил Лавров.
Министр также сообщил, что борьба с террористической угрозой в Сирии и на Ближнем Востоке станет одной из главных тем конференции «Женева-2». Комментируя совершенное недавно нападение на мирных жителей в сирийском городе Адра, министр выразил беспокойство, что «в Сирии все более прочно обосновывается террористический интернационализм». «Большое влияние на ситуацию там оказывают террористические группировки, которые говорят, в частности, что не связаны с Аль-Каидой, - отметил министр. - Они представляют сейчас самую главную угрозу не только в САР, но и на Ближнем Востоке». Глава МИД РФ отметил, что было бы на пользу, чтобы правительство Сирии и сирийская оппозиция объединились в борьбе с терроризмом. «Террористическая угроза - это главное препятствие для урегулирования ситуации в Сирии», - подчеркнул министр.
Тем временем эксперты, опрошенные Центром политического анализа, указывают на то, что в этом году усилия российских дипломатов дали значительные практические результаты.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов напомнил, что «говоря о коэффициенте полезного действия, эффективности деятельности российского МИДа, нужно понимать, что мы оцениваем работу президента страны Владимира Путина, которому МИД, наряду с Советом безопасности и Министерством обороны, напрямую подчинен». «И мне кажется, что президент, как последняя инстанция, осуществляющая те или иные разработки в области внешней политики, был вполне эффективен», - подчеркнул эксперт.
«Я сужу об этом, прежде всего по профильному германскому направлению, поскольку Германия является основным партнером России в ЕС, - уточнил Белов. - С точки зрения ЕС, наверное, цели не были достигнуты, мы не продвинулись, к сожалению, в наших переговорах по достижению нового базисного соглашения, хотя есть определенные подвижки по визам. Это произошло тоже, кстати, благодаря Германии».
Следующее существенное направление – трансатлантическое, связанное с США и НАТО, полагает эксперт. «Мне кажется, здесь были позитивные подвижки по переговорам, по работе Совета НАТО, - отметил он. - К концу года, я думаю, стали налаживаться отношения у Владимира Путина с Бараком Обамой».
По словам Белова, «по другим направлениям однозначный плюс – это Сирия». «Здесь Россия достигла существенных позитивных результатов, как бы Запад негативно на это ни реагировал», - заметил Белов.
«Если же говорить о ближайших соседях России, здесь сложно сказать, насколько был успешен год для Таможенного союза, поскольку в этом вопросе есть много противоречий, - добавил эксперт.
«Но заканчиваем год мы на высокой ноте с Украиной, пытаемся вывести эту шахматную партию на хороший миттельшпиль. По крайней мере, Россия опять перехватывает инициативу».
«Явных промахов и провалов российской дипломатии я не вижу», - подчеркнул Белов.
«Если смотреть дальше, на то, что мы не смогли сделать в рамках подписанной в этом году Концепции внешней политики России – мягкой силой мы не стали, этот фактор мы пока не используем, пока нам до этого далеко, - заметил эксперт. - Именно поэтому, к примеру, население той же самой Украины смотрит в сторону Европы, а не Москвы».
С тем, что этот год можно считать самым эффективным для российского МИДа» согласился и глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Андраник Мигранян.
«Конечно, в предыдущие годы мы тоже могли наблюдать успехи российской дипломатии, но этот год, повторюсь, я считаю самым эффективным»
«Российской внешней политикой руководит президент, - также напомнил Мигранян. - Россия по такому сложному вопросу как Сирия заняла принципиальную позицию и в конечном итоге переломила ситуацию и добилась того, чего добилась – это выдающийся вклад в сохранение мира и безопасности в международных отношениях. Это относится и к иранской ситуации, в этой связи также может идти речь о вопросах о нераспространении оружия. Успехи есть и на постсоветском пространстве, прежде всего в интеграционных процессах. Год заканчивается колоссальным событием на украинском направлении».
«Это, как говорят музыканты, какое-то крещендо», - поделился метафорой эксперт.
По его словам, «есть огромное количество самых разных вопросов, которые в этом году были разрешены с помощью российской дипломатии». «Я думаю, что главе МИД есть, что сказать российскому президенту, Сергею Лаврову есть, чем гордится за российскую внешнюю политику в этом году», - заметил Мигранян.
О том, что «результаты работы российских дипломатов позитивны, если сравнивать с прошлыми годами» говорит и руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Кузнецов.
«Прогресс скорее есть, чем его нет», - отметил он, добавив, что в этой связи «можно вспомнить и ситуацию с Сирией».
«Если же говорить об Украине, тут все несколько сложнее, поскольку наши некоторые оголтелые политики немного перегибают палку, но МИД тут, наверное, ни при чем», - считает Кузнецов.
«Говоря о будущем, намечая «болевые точки» для российской дипломатии, а таковых избежать не удастся, следует помнить, что никуда не исчезнет тематика постсоветской интеграции, все равно в широком смысле на Ближнем Востоке будут проблемы, - уверен эксперт. - В свете этих двух обстоятельств, я не знаю, насколько хорошо или плохо у нас будут развиваться отношения с Европейским союзом. У нас по-прежнему не закрыт вопрос безвизового режима для краткосрочных поездок и этот вопрос по-прежнему актуален и неразрешен».