В соответствии с декабрьским распоряжением президента РФ Владимира Путина 9 января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МИД России, Минкомсвязи, Минкультуры и ряду других ведомств провести ревизию российской информационной политики за рубежом и усилить координацию в этой сфере, «исходя из необходимости защиты традиционных ценностей и гуманистических взглядов». Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, согласны с тем, что такая оценка и перегруппировка сил в сфере пропаганды необходима, но расходятся в расстановке приоритетов.
Напомним, в декабре 2013 года произошло резонансное событие в российской медиасреде. В соответствии с указом президента России было расформировано РИА «Новости», а на его базе основано агентство «Россия сегодня», которое возглавил известный телеведущий Дмитрий Киселев. По мнению экспертов, перепрофилирование РИА «Новости» стало первым шагом российского государства по ревизии своих инструментов внешнеполитической пропаганды.
Опрошенные Центром политического анализа эксперты-международники и медийщики согласны с тем, что, по крайней мере, вреда от подобных преобразований не будет. В частности, гендиректор агентства «Международный Пресс-клуб», доктор политических наук Александр Чумиков считает, что «эту политику нужно пересмотреть и оптимизировать».
«Имидж России за рубежом – вопрос не новый. Тут привлекались и иностранные агентства, и свое было создано «Russia today», это же направление было усилено РИА «Новости». И, безусловно, эта политика нуждается в дальнейшем усилении, структурировании. Может быть, в нее нужно включить на другом уровне силы Россотрудничества, может, усилить корреспондентскую сеть, - говорит Чумиков. - То есть сама по себе постановка вопроса, что эту политику нужно пересмотреть и оптимизировать – нормальна, на мой взгляд».
Впрочем, не все эксперты считают, что усиление пропагандистской машины способно кардинальным образом улучшить российский имидж. Кандидат политических наук, доцент МГИМО Михаил Троицкий считает, что усилием одних лишь СМИ имидж страны не поправить.
«Понимая желание правительства менять что-то быстро, мы также должны сознавать, что привлекательность образа страны формируется не внешнеполитической пропагандой - пропаганда легко распознается, ей мало кто доверяет. Скажем, американцы не доверяют своей собственной пропаганде и, зачастую, над ней смеются. Так что пропаганда останется пропагандой, а облик обликом», - говорит он.
Эффективнее, по мнению Троицкого, было бы скорректировать технологии защиты Россией своих интересов на мировой арене.
«То, что называется «мягкой силой» - а именно международный престиж и авторитет страны - базируется на ее облике и некоем опыте ее поведения на международной арене. Из этих компонентов складывается привлекательность образа государства, что может облегчить ему достижение определенных внешнеполитических целей», - объясняет Троицкий.
Соглашается с необходимостью перемен в сфере пропаганды на иностранную аудиторию и главный редактор «Союзной газеты» Николай Беляков. Он сетует на то, что сегодня государство практически отказывает в поддержке энтузиастам, которые ведут пропагандистскую работу как могут.
«Есть необходимость многое поменять, потому что поставленная президентом задача повысить имидж России за рубежом без мощной информационной составляющей недостижима. Я скажу на примере моего ресурса. Я имею в виду сайт «Соотечественники», который существует на грани выживания. Со стороны государства нет практически никакой поддержки. Он фактически существует на личные средства граждан», - говорит Беляков.
По мнению Белякова, пропагандистские ресурсы России, ориентированные на зарубежную аудиторию, должны быть ориентированы, прежде всего, на россиян, которые проживают за границей и которые «несут наиболее мощный нереализованный потенциал, в перспективе способный стать фактором внутренней и внешней политики России».