5 августа, среда

Привлекательность образа страны формируется не внешнеполитической пропагандой

01 октября 2014 / 01:16
кандидат политических наук, доцент МГИМО

Есть объективный информационный фон, который передается по любым каналам, будь-то СМИ или социальные сети.

Как вы считаете, каково положение дел в сфере на сегодняшний день, есть ли необходимость что-то менять?

Представителю госвластей всегда хочется реализовывать некую политику, направленную на улучшение чего-то. Так что упрекнуть тут правительство не за что. Но надо также понимать: то, что называется «мягкой силой» - а именно международный престиж и авторитет страны - базируется на ее облике и некоем опыте ее поведения на международной арене. Из этих компонентов складывается привлекательность образа государства, что может облегчить ему достижение определенных внешнеполитических целей. А решением правительства облик изменить не получится. Возможно только изменить саму политику, что через какое-то время, может быть месяцы, а, скорее, годы приведет к изменению потенциала привлекательности или «мягкой силы».

Сам облик страны складывается из множества факторов, самым главным из которых, наверное, является ее успешность как комфортного места для жизни, где легко делать бизнес, где соблюдаются права людей, как страны, которая готова жертвовать чем-то ради общемирового блага. Все это возможно менять только посредством государственной политики, что потребует длительного времени.

Так что, понимая желание правительства менять что-то быстро, мы также должны сознавать, что привлекательность образа страны формируется не внешнеполитической пропагандой, поскольку пропаганда легко распознается, ей мало кто доверяет. Скажем, американцы не доверяют своей собственной пропаганде и, зачастую, над ней смеются. Так что пропаганда останется пропагандой, а облик обликом. Хорошо, что мы об этом задумываемся, но плохо, что подменяем понятия, потакаем заблуждениям, что облик страны можно изменить с помощью иновещания.

Насколько в принципе в современном мире актуальны традиционные международные пропагандистские средства? Подразумевается ли помимо ТВ или радио какая-то скрытая пропаганда?

Мне кажется, что никакие соцсети никогда не смогут конкурировать с печатными, электронными и другими СМИ. Есть объективный информационный фон, который передается по любым каналам, будь-то СМИ или социальные сети.

Объективный фон, наверное, можно подрихтовать в какие-то критические моменты. Можно что-то утаить или дезинформировать международную общественность. Но получится  это сделать только один раз, потому что во второй раз уже никто не поверит.

Если мой облик неприглядный, то зеркало меня не изменит. Можно его чуть искривить и сделать меня повыше, если я не высокий, постройней, если у меня лишний вес и пр. Но, во-вторых, всем будет ясно, что зеркало кривое, во-вторых, не удастся слишком сильно утоньшить такими мерами.

Я имел в виду какие-то неординарные методы. Например, если вспомнить доктора Хайдера, который голодал перед Белым домом в Вашингтоне. Его образ активно использовался советской пропагандой.

Это действовало только в СССР. Только советские люди, видя эту картинку, могли этому верить, потому что у них не было альтернативных источников информации. А сегодня, как минимум, в соцсетях, а так еще и в международных СМИ развернулась бы дискуссия, что значит то или иное явление. И в такой ситуации вряд ли большинство бы поверило советской пропаганде.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика