Евразийские интеграционные планы России, и, в рамках их – недавняя победа на украинском «фронте», накладывают свой отпечаток на взаимоотношениях нашей страны с Европейским союзом (ЕС). К примеру, намеченный в Брюсселе на конец января 32-й Саммит Россия-ЕС пройдет с усеченной повесткой и меньшим, чем прежде, составом участников. В этой связи, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, уверены в том, что скорого подписания соглашения о безвизовом режиме между Европой и ЕС ждать не стоит.
В Брюсселе 28 января запланировано проведение очередного, 32-го Саммита Россия-ЕС. Встреча состоится в более динамичном ключе и в более узком составе, нежели обычно. «Это делается по просьбе стороны Евросоюза, которая предложила такой вариант, с чем российская сторона согласилась, в том числе с учетом того, что этот саммит проходит на территории ЕС», - цитирует ИТАР-ТАСС пресс-атташе постоянного представительства РФ при ЕС Кирилла Иванова. По словам дипломата, тем не менее, «все ключевые вопросы отношений между Россией и ЕС, а также актуальные проблемы международной жизни будут предметом рассмотрения на уровне руководителей России и Европейского союза».
В свою очередь, пресс-секретарь главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон Майя Коцьянчич уточнила, что «дебаты сконцентрируются на наших общих интересах, но также и на существующих между нами разногласиях». Она добавила, что речь на встрече в верхах пойдет о развитии ситуации с инициативами экономической интеграции, о политике соседства, вопросах торговли. Состоится также разговор о международных обязательствах по важнейшим мировым проблемам.
Несмотря на выверенные дипломатические формулировки, накануне российско-европейского саммита все же чувствуется некоторое напряжение. Взять хотя бы тот факт, что время работы Саммита сокращено всего до 2,5 часов. Еще один косвенный фактор: российский МИД во вторник опубликовал на своем сайте доклад «О ситуации с обеспечением прав человека в ЕС», в котором отмечает сохранение в странах Евросоюза ряда серьезных проблем с соблюдением этих прав, констатируя «устойчивый рост ксенофобии, расизма, агрессивного национализма, шовинизма и неонацизма».
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, указывают на несколько факторов, обуславливающих нынешние сдержанные взаимоотношения РФ – ЕС. Как следствие, уверены они, не стоит говорить о скором подписании соглашения об безвизовом режиме, несмотря на то, что по данным МИД РФ в 2012 году российским гражданам было выдано 5,94 млн шенгенских виз (почти на миллион больше, чем в предыдущем году), а нашу визу получили 2 млн европейцев.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули не видит причин волноваться из-за брюссельского Саммита, поскольку «в отношения России и Евросоюза никогда не было все гладко», добавляя, что «в последние несколько лет, действительно, проблемы несколько обострились».
«Это связано как с некоторыми элементами развития внутриинтеграционных процессов, скажем Третий энергетический пакет ЕС, так и с теми процессами, которые происходят в глобальном контексте, скажем, Сирия, - пояснил он. - Есть и внутрироссийский фактор, поскольку ЕС обеспокоен состоянием прав и свобод человека в РФ. На все это наложился и украинский фактор. И теперь отношения между Россией и ЕС в контексте этого кризиса стали носить если не жестко конфронтационный, то достаточно острый характер. То есть понятно, что стороны находятся на разных сторонах баррикады по отношению к Украине».
Эксперт уверен в том, что «первой жертвой этого кризиса стал проект соглашения о безвизовом режиме, который был готов на 70-80%». «Подписание откладывалось все время по инициативе европейской стороны, - напомнил он. - И, естественно, в ситуации, когда отношения РФ-ЕС обострены из-за Украины, Евросоюзу нет никакого резона давать нашей стране право безвизового въезда-выезда для наших граждан. В этом смысле было понятно, что отношения не то что рушатся, но входят в фазу некоторого замерзания».
«Усеченный формат саммита и не очень широкая повестка – подтверждение того, что стороны, безусловно, хотят сохранить отношения, иначе бы просто ничего не было, но и прорывов от саммита ждать не стоит».
«Именно поэтому стороны решили его несколько сократить по формату, - объяснил эксперт. - Это не есть что-то фатальное. Это просто знак, показатель. Да, теперь можно говорить о каких-то рамочных соглашениях, которые будут обсуждаться в Брюсселе чисто формально. Конкретики там будет, наверное, маловато, поскольку конкретика – это продвижение по тем или иным проектам, а эти конкретные проекты, скажем, безвизовый режим, сейчас находятся в тупике. Поэтому стороны сохраняют этот мостик, но несколько сужают его».
Об украинском факторе говорит и руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов, но указывает и на другие.
«Думаю, что украинский фактор вполне может играть, если говорить о нынешнем уровне отношений Россия-ЕС, - заметил Белов. - Здесь ссылка на Украину вполне приемлема».
Но в более широком контексте, по словам эксперта, «мы сейчас находимся в периоде ожидания понимания друг друга, при этом шар на европейской стороне». «Я думаю, что проблема не только в Украине, сколько в нынешнем векторе внешней политики России, - полагает Белов. - Можно вспомнить, что совсем скоро вступит в силу соглашение о Евразийском союзе, это продукт, за который отвечает Владимир Путин и наверняка его реализует. И пока этот вектор неприемлем для ЕС. От этого вытекают производные и по Украине, и по соблюдению прав человека, которые предъявляют друг другу и РФ и ЕС, и по безвизовому режиму. Мы находимся в состоянии ожидания взаимоприемлемых решений».
«С нашей стороны выполняются все обязательства. Более того, президент России предпринимает определенные шаги, способные повлиять на уровень наших взаимоотношений, - указал Белов. - Например, амнистия для Ходорковского, «Пусси Райот», смягчение визового режима для въезда иностранцев на Олимпийские игры в Сочи. По крайней мере, на нашей стороне я не вижу каких-либо проблем, которые могли бы рассматриваться негативно с позиции ЕС. Это они должны принять решение по визам и так далее».
«Думаю, что главный реальный барьер в наших отношениях – евразийство, через него европейцы пока не готовы переступить»
Впрочем, в самом Европейском союзе картина далека от идиллической. Так, в минувшую среду министр финансов Великобритании Джордж Осборн, выступая на конференции организации «Открытая Европа», которая добивается изменения политических и экономических основ ЕС, вновь напомнил о том, что Соединенной Королевство не отказывается от планов провести референдум о членстве в ЕС. Голосование предполагается организовать до конца 2017 года в случае, если премьер-консерватор Дэвид Кэмерон останется у власти после очередных всеобщих выборов, которые должны пройти не позднее мая 2015 года.
Столь жесткие высказывания Осборна породили новый виток дискуссии не только о будущем ЕС, но и вообще о его существовании.
Главный научный сотрудник Института Европы РАН Игорь Максимычев настаивает: «Отвечая на вопрос о том, сохраниться ли ЕС в будущем, лучше не гадать на кофейной гуще».
«Но факт остается фактом: в ЕС наблюдается перенапряжение сил»
«После безудержного расширения, которое состоялось в предыдущие годы, ЕС очень трудно справляться с теми проблемами, которые возникли и в связи с расширением, и без него, - пояснил Максимычев. - К тому же сейчас к этим проблемам добавился украинский фактор. Единогласия в ЕС по этому поводу нет. Разумные люди, конечно, понимают, что они не могут брать на себя в качестве груза еще и Украину, чтоб может вообще погубить ЕС. Но, с другой стороны, другим очень бы хотелось как-то навредить России».
По словам Максимычева, «говорить о распаде ЕС было бы не очень обоснованно», по той причине, что «исчезновение ЕС было бы невыгодно и для России, поскольку для нас прежде всего важна стабильность и внутри и вовне».
Тем не менее, эксперт полагает, что «если анализировать перспективы, раскол ЕС, пожалуй, возможен». «Это не касается старых членов организации и тех, кто туда вступил на первоначальном этапе, - пояснил он. - Это ядро сохраниться в любом случае, и будет продолжать осуществлять функцию ЕС, которая заключается в том, чтобы не допустить возникновения острых противоречий в коренной или Западной Европе. Кстати, среди первоначальных членов ЕС Великобритании не было. Так что выход Великобритании из ЕС, если он состоится, что абсолютно не очевидно, не явится губительных для ЕС в целом.
«В любом случае, развал, сокращение ЕС чревато осложнением обстановки в Европе, в которой мы, как европейская держава, не заинтересованы, - настаивает Максимычев. - Для России было бы выгодным сохранение ЕС, возможно, в более сокращенном, оздоровленном виде, но в том случае если этот обновленный союз приступит к более интенсивной и реалистичной политике по отношению к нам. Мы заинтересованы в конструктивных отношениях с ЕС. Мы являемся активными и убежденными сторонниками большой Европы, которая захватывала бы консолидационными процессами и Российскую Федерацию».