Усеченный формат и не очень широкая повестка саммита – подтверждение того, что стороны, безусловно, хотят сохранить отношения.
Дело в том, что в отношениях России и Евросоюза никогда не было все гладко, но в последние несколько лет, действительно, проблемы несколько обострились.
Это связано как с некоторыми элементами развития внутриинтеграционных процессов, скажем Третий энергетический пакет ЕС, так и с теми процессами, которые происходят в глобальном контексте, скажем, Сирия. Есть и внутрироссийский факторы, поскольку ЕС обеспокоен состоянием прав и свобод человека в РФ. На все это наложился и украинский фактор. И теперь отношения между Россией и ЕС в контексте этого кризиса стали носить если не жестко конфронтационный, то достаточно острый характер. То есть понятно, что стороны находятся на разных сторонах баррикады по отношению к Украине.
Первой жертвой этого кризиса стал проект соглашения о безвизовом режиме, который был готов на 70-80%. Подписание откладывалось все время по инициативе европейской стороны. И, естественно, в ситуации, когда отношения РФ-ЕС обострены из-за Украины, Евросоюзу нет никакого резона давать нашей стране право безвизового въезда-выезда для наших граждан. В этом смысле было понятно, что отношения не то что рушатся, но входят в фазу некоторого замерзания.
Говоря о предстоящем брюссельском саммите, его усеченный формат и не очень широкая повестка – подтверждение того, что стороны, безусловно, хотят сохранить отношения, иначе бы просто ничего не было, но и прорывов от саммита ждать не стоит. Именно поэтому стороны решили его несколько сократить по формату.
Это не есть что-то фатальное. Это просто знак, показатель. Да, теперь можно говорить о каких-то рамочных соглашениях, которые будут обсуждаться в Брюсселе чисто формально. Конкретики там будет, наверное, будет маловато, поскольку конкретика – это продвижение по тем или иным проектам, а эти конкретные проекты, скажем, безвизовый режим, сейчас находятся в тупике.
Поэтому стороны сохраняют этот мостик, но несколько сужают его.