Первая реакция общественности на предложенную правительством реформу Российской академии наук вызвала к памяти у некоторых политологов эпопею с так называемой монетизацией льгот. Разве что теперь вместо рядовых пенсионеров «бунтовать» готовы научные сотрудники и, в том числе, академики с мировыми именами. Фракция КПРФ в Госдуме инициировала процедуру отставки правительства. Эксперты полагают, что недовольство болезненными, но ожидаемыми уже давно реформами отечественной науки будут пытаться перевести в политическую плоскость
В среду утром, 3 июля, у здания Госдумы ожидается возложение траурных венков в знак «скорби по гибели российской науки», а в 16.00 состоится митинг возле здания РАН на Ленинском проспекте.
В стенах российского парламента начинается сбор подписей за вынесение вопроса об отставке правительства на пленарное заседание. Внешне проблема сбора подписей не выглядит нерешаемой, поскольку для вынесения вопроса в повестку заседания Госдумы необходимо собрать 90 подписей. Фракция КПРФ, которая инициировала процесс, формально имеет в Госдуме 92 депутатских кресла.
При этом депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев признался в интервью Центру политического анализа, что на многое коммунисты и не рассчитывают, с учетом того, что «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР голосуют вместе.
«Но, по крайней мере, привлечь внимание общественности к проблеме, поднять на протестные акции Академию наук и вузы страны – одна из ключевых задач. Если мы не выступим единым фронтом, то потеряем остатки того научного потенциала, которым наша страна обладала. Реформа РАН приведет к тому, что по многим направлениям мы отстанем, может быть уже и навсегда», - полагает он.
Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков рассказал Центру политического анализа, что ни одна предложенная за последнее время реформа не вызвала такое публичное неприятие.
«Причем в данном случае правительственным инициативам противостоит значительная часть интеллектуального класса. Академики выражают свое недовольство правительственным законопроектом публично. Сначала было заявление Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, а теперь озвучена и позиция президиума РАН. Помимо отказа от реформы звучат и требования отставки правительства», - отметил он.
По словам Третьякова, окончательное слово о судьбе реформы остается за Президентом, который пока на эту тему не высказывался. Политолог напоминает, что Владимир Путин не любит принимать решения под публичным давлением, а сейчас такое давление на него оказывается с требованием остановить реформу. Но при этом трудно оценить, как на самом деле Владимир Путин относится к этой реформе.
«С одной стороны, Президент всегда был крайне осторожен в критике академического сообщества. Он скорее указывал на отдельные недостатки, но никогда радикально не высказывался о ситуации в Академии наук. При этом Путин не мог не знать, что такая реформа готовится и до сих пор никак о ней не высказался. Не исключено, что он примет решение в последний момент с учетом реакции академического сообщества. Эта реакция беспрецедентна с учетом авторитета, известности и достижений лиц, критикующих правительство. Ничего подобного в последние годы не случалось»
Третьяков видит равные шансы как на то, что Путин поддержит правительство, так и на то, что встанет на сторону академиков. Чуть больше шансов на то, что решение окажется половинчатым.
«Возможно, будет проведен эксперимент с участием отдельных институтов, но этот эксперимент по сути может стать началом реформы», - сказал он.
Старший научный сотрудник ФГБУН «Институт микробиологии им. С. Н. Виноградского» РАН Евгений Куликов считает, что нынешний конфликт искусственно вызван недальновидной политикой министра Ливанова, но он также имеет свою финансовую подоплеку.
«Не вызывает сомнений, что 38 миллиардов рублей бюджетных денег и 76 миллиардов рублей внебюджетного финансирования в год, не говоря о существующих активах – это лакомый кусочек. Очевидно, что многим не терпится «прислониться» к этому денежному потоку, особенно в условиях, когда те же самые «Сколково» и Роснано находятся на пороге закрытия, как мертворожденные и очень затратные проекты», - поделился он своими мыслями с Центром политического анализа.
По его словам методы Ливанова подрывают главное, что сейчас ценится в качестве нематериального капитала - доверие. К тому же Минобрнауки выбрало для своей инициативы крайне неудачное время, когда в Москве и Московской области разворачивается предвыборная гонка. «Кому могло прийти в голову именно сейчас, в преддверии выборов, в ситуации, когда мэр Москвы и губернатор Московской области оказываются исполняющими обязанности; рубль то ли идёт вниз, то ли нет, а тарифы ЖКХ растут - вбросить фактически рейдерскую идею ликвидации самостоятельности РАН и фактически полной ликвидации малых академий, про которые мало кто почему-то вспоминает?» - удивлен Евгений Куликов.
По мнению ученого, законопроект правительства является юридически безграмотным и подготовленным келейно.
«Этот законопроект является тяжелейшим ударом по российской государственности, и так переживающей не лучшие времена. Я сильно сомневаюсь в том, что и без того отягощённое проблемами нынешнее правительство России нуждается в подобных медвежьих услугах господина Ливанова»
Исполнительный директор Центра политического анализа, кандидат философских наук и преподаватель МГУ Вячеслав Данилов полагает, что драматизировать ситуацию не стоит. «Предлагалось уже немало вариантов реформы РАН. Нечто подобное скорее, чтобы разбудить общественную дискуссию о принципах реформирования этого административно-хозяйственного монстра – несколько лет назад предлагал «Центр модернизационных решений», где я тогда работал. И хотя за нашим проектом тогда никаких административных ресурсов не стояло, он тут же был жестко раскритикован. Критика эта была поверхностной и свидетельствовала лишь о том, что ученые ушли в круговую оборону и не желают ни с кем – ни с обществом, ни со властью – вести равный диалог», - вспоминает Вячеслав Данилов.
«Разумеется, тема реформирования РАН станет политизироваться. Это уже делают коммунисты. Наверняка Иван Мельников, нерядовой сотрудник Московского Университета, постарается использовать ее во время предвыборной кампании в мэры столицы. Но я не вижу никаких поводов говорить о том, что эта тема чревата политическим кризисом. И уж ничего сравнимого с пресловутой монетизацией льгот 2005 года тем более нет», - считает эксперт ЦПА.
Вячеслав Данилов добавляет: «Министерству образования и науки, коли оно решилось на такие серьезные шаги, все-таки стоило бы найти в научной среде определенную опору. Кость, которую бросили из министерства член-коррам, приравняв их к академикам, не будет проглочена. Разумнее было бы сделать ставку на ученых среднего возраста, недовольную молодежь – пригласить их к диалогу, указав на неэффективность РАН как кадровой лестницы, косность и забюрократизированность ее структур. Такие люди есть, они готовы к диалогу, готовы даже к конфликту со всей «вертикалью» РАН. Но, как и в истории с реформой высшего профессионального образования, министерские эксперты и бюрократы решили действовать без общественной поддержки. Это риск. Но подобный риск в случае с конфликтом вокруг РГГУ уже не оправдал себя».