22 ноября, пятница

Ребрендинг по-русски

10 сентября 2013 / 21:18

На днях стало известно, что Министерство культуры Российской Федерации готово потратить почти миллион долларов на культурно-туристический форум в Лондоне. Организаторы рассчитывают поспособствовать улучшению имиджа России за рубежом. И это далеко не первая попытка ведомства под руководством Владимира Мединского с помощью промоушена отечественной культуры создать позитивный образ страны. Его самый известный проект – финансирование «идеологически правильного» кино, которое еще и хорошо продавалось бы за границей. Впрочем, пока эксперты скорее скептически оценивают успехи Минкультуры в этом направлении.

Предполагается, что форум в столице Великобритании должен пройти не позже первой половины декабря. На него пригласят около 300 человек, прежде всего, представителей туристической отрасли. Они смогут посетить тематические дискуссионные секции, посмотреть презентации разных российских регионов. Всем гостям будет обеспечено бесплатное проживание и питание в течение двух дней. Им также покажут большой гала-концерт, в ходе которого будут исполняться известные российские и советские хиты, демонстрироваться фрагменты из отечественного кино.

Отметим, что Министерство культуры, с тех пор как его возглавил Владимир Мединский, активно пытается принимать участие в международном продвижении России. Самой масштабной идеей оказалось реформирование Фонда кино, который фактически осуществляет государственное финансирование съемок патриотических фильмов, которые могло бы вызвать интерес и за границей. На определенный успех рассчитывают в министерстве в связи с выходом 10 октября на экраны страны новой картины «Сталинград» Федора Бондарчука, которую уже успели выдвинуть в кандидаты на присуждение премии «Оскар».

Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, попытки Минкульта, скорее, поддержали, однако в то же время особого энтузиазма у них эти попытки не вызвали. В частности, директор Института стратегических оценок Тимофей Бордачев считает, что Россия в абсолютном большинстве стран мира живет имиджем, который был создан в период СССР, и предпосылок, чтобы этот образ модернизировался, пока нет.

«Если мы говорим о таких важнейших партнерах, как Индия, Китай, страны Азии, Латинской Америки, то, безусловно, весь тот имидж, который сформировался в советские годы, сохраняется, и он крайне положительный. Если говорить о странах Запада, то сколько бы ни тратили деньги – ничего не получится. Тут имидж зависит от политических отношений и от того, как местные СМИ рисуют образ России» Эксперт: Бордачев Тимофей Вячеславович

Что же касается продвижения отечественного бренда через такой мощный инструмент пропаганды, как кино, то, по мнению Бордачева, на то, чтобы выстроить такую мощную структуру как, например, Голливуд, понадобятся годы и даже десятилетия.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева полагает, что продвижение российского имиджа через кинематограф – это правильный выбор, так как для западных потребителей - это оптимальный способ получения впечатлений.

«За границей в принципе читают немного. Тем более, мало читают о России, а молодежь и вовсе не читает, только кино смотрит. Поэтому очень правильно, что российское кино собираются продвигать за границей», - говорит она.

Кроме того, по мнению эксперта, стоит заниматься медиапродвижением позитивного образа страны хотя бы ради того, чтобы хоть что-то противопоставить антироссийской пропаганде на Западе.

«Проблем у нас хватает, но западная сторона освещает жизнь в России крайне необъективно. Об этом нужно как можно больше говорить нам самим, распространять информацию. Отлично, если о жизни в России расскажут средствами кинематографа. Вопрос в том - будут ли смотреть российские фильмы? Для этого нужна черновая работа. Но она действительно нужна, т.к. то, что снимает о России Голливуд – это полное искажение картины». Эксперт: Ананьева Елена Владимировна

Впрочем, эксперт убеждена, что лучшим способом имиджевого продвижения была бы демонстрация реальных достижений. При СССР таковым стал полет Гагарина в космос. А недавно схожий эффект на имидж России оказали усилия российских дипломатов по разрешению ситуации в Сирии.

«В мире увидели, как России удалось предотвратить силовую акцию против этой страны. Популярность президента России в мире резко возросла», - констатирует Ананьева.

Не стал преувеличивать роль Мединского и Министерства культуры в формировании позитивного имиджа России политолог и журналист Михаил Леонтьев. Сильнее всего, по его мнению, продвигают образ страны не спецпроекты, а качественный продукт, который ассоциируется именно с этим государством.

«Даже Ирану, к которому известно какое отношение в мире, удается через свое прикладное искусство продвигать свой имидж. Персидский ковер все равно останется персидским ковром», - рассуждает он.

Аналогичная ситуация и с Россией: что страны будет производить качественней остальных, то и будет продвигать ее на мировой арене.

«На самом деле это не важно: ковер, Большой театр или какое-то современное искусство. Главное – это вопрос качества. Если оно есть, то его можно показывать. А делать это – целая отдельная работа», - полагает Леонтьев.

Отметим, что вопросы брендинга России за рубежом в последние годы поднимаются не впервые. Традиционно, этим занимается Россотрудничество, подведомственное МИДу. Однако привлекаются и профессиональные организации. Например, таковой является PR-агентство Ketchum, которое, среди прочего, занималось размещением в газете The New-York Times нашумевшей статьи Владимира Путина о ситуации в Сирии. Как сообщали ряд российских СМИ, за работу по улучшению российского имиджа на Западе фирма за последние годы получила порядка 23 миллионов долларов. Как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, эти деньги заплатил некий заинтересованный в улучшении инвестиционной привлекательности России банк.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
10 октября / 03:02
На Западе практически не публикуют позитивные материалы о России
Отчасти таково наследие «холодной войны», которое не преодолено {Читайте далее}
Ананьева Елена Владимировна, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, доктор философских наук
10 октября / 03:04
Имидж России в мире почти не изменился со времен СССР
Если мы говорим о таких важнейших партнерах, как Индия, Китай, страны Азии, Латинской Америки, то, безусловно, весь тот имидж, который сформировался в Советские годы сохраняется, и он крайне положительный {Читайте далее}
Бордачев Тимофей Вячеславович, директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики
10 октября / 03:06
Идеократия всегда создает искусство. Сейчас у нас нет идеократии
Я понимаю Мединского, но, к сожалению, культурную политику в России он не определяет, хотя и пытается на это влиять {Читайте далее}
Леонтьев Михаил Владимирович, журналист, политолог