Законопроект о реформе Российской Академии наук в пятницу, 5 июля, успешно прошел второе чтение. Окончательное оформление реформы запланировано на осеннюю сессию Госдумы. Несмотря на то, что законопроект ко второму чтению претерпел существенные изменения, он по-прежнему вызывает отторжение значительной части академического сообщества. В то же время многие представители университетской науки называют всплеск алармизма своих коллег из РАН безосновательным и указывают на то, что Академия в таком виде - архаична.
"Это закон, по которому РАН вполне может работать", - заявил на заседании Думы председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов. По его словам, в ходе подготовки ко второму чтению законопроект оказался "разминирован".
Так вопрос об организационно-правовой форме РАН оказался решен в той редакции, в которой академики и просили президента Владимира Путина. "Сейчас это федеральное государственное бюджетное учреждение", - отметил он.
Отменяется и ликвидация трех академий. "Академии объединяются без ликвидационных процедур, то есть преемственность сохраняется", - сообщил Никонов.
Академия, по словам депутата, усиливает свою роль как центральный орган по выработке государственной научной политики и осуществляет академическое управление институтами РАН. Управление имуществом институтов РАН переходит к федеральному органу исполнительно власти. Этот орган - агентство - согласился возглавить академик Фортов.
Парламентарий добавил, что в редакции второго чтения отменяется автоматизм получения членами-корреспондентами звания академиков, что беспокоило научные круги. "Сейчас в течение трех лет сама Академия принимает решение о переходе членов-корреспондентов в категорию академиков", - пояснил он.
Тем не менее, внесенные ко второму чтению изменения не удовлетворили профсоюз РАН. Его глава Виктор Калинушкин рассказал Центру политического анализа, что ключевые моменты, против которых возражал профсоюз, в законопроекте сохранились.
«Институты передаются в некое агентство с неясными правилами игры и т.д. и т.п. Вопрос самоуправления коллективов, которое имело место в Академии наук, там полностью опущен и т.д.»
По словам лидера научного профсоюза, тот факт, что агентством предложено руководить президенту Академии наук как-то смягчает ситуацию, но оставляет вопросы. «Во-первых, «предложено» не «назначено», а, во-вторых, ситуация имеет временный характер и может в любой момент прекратиться», - отмечает он.
Калинушкин заявил, что закон не устраивает научных работников и в этой редакции, поэтому профсоюз РАН будет продолжать акции протеста. Ближайшая акция состоится 27 июля в Москве, а в регионах она, по всей видимости, пройдет раньше - где-то в начале 20-х чисел.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Ильич Мирский полагает, что существование такой автономной организации как Академия наук в какой-то степени выбивалось из общей вертикальной структуры. «Мы помним, что Академия в свое время не исключила из своих рядов Андрея Сахарова, несмотря на давление власти. И сейчас Академия время от времени проявляет независимость, а тенденции времени заключаются в том, что все должно быть строго централизовано, монополизировано и вертикализировано. Я уже не говорю о том, что, наверное, есть мысли переселить некоторые институты из особняков, которые они занимают», - рассказал он Центру политического анализа.
По мнению Мирского, в результате реформы у научных сотрудников исчезнет возможность публиковаться, станут недоступны гранты на книгоиздание и закроются академические журналы. «Журналы дорого стоят из-за высокого качества печати, гонорары давно уже почти не платят. Институты в условиях реформы не смогут оплачивать их выпуск. Исследователям станет негде печататься. Это приведет к деградации науки», - считает он.
Мирский отмечает, что сторонники реформы стараются представить всех ученых поглощенными вопросами собственности, в то время как этими вопросами ведают в институтах директор и заместитель по хозяйственной части.
Также считает несостоятельным он и намек на преклонный возраст научных сотрудников.
«Я уже слышал разговоры о том, что всем сотрудникам пенсионного возраста будет предложено подать заявление о переводе на полставки. Что такое полставки от десяти или пятнадцати тысяч рублей? Это называется омоложением. Но кто пойдет на такие ставки? У нас совсем нет младших научных сотрудников. И вы думаете, новое агентство повысит оклады? Да ничего подобного! Сэкономят на том, что выставят всех пенсионеров»
Заведующий отделением культурологи, доцент НИУ ВШЭ Виталий Куренной полагает, что в стране сложились определенные научные традиции, но Академия в таком виде существует в настоящее время только у нас и во Франции.
«Во всем остальном мире академии наук утратили свое значение еще в XIX в. Это было связано с тем, что появилась современная модель университета, прежде всего исследовательского университета. Сегодня во всем мире исследования сконцентрированы, прежде всего, в университетах и, далее, в многочисленных научных центрах различного статуса и т.д. Если смотреть на положение в мире, академия наук – это редкое, странное и я бы даже сказал архаичное образование. Конечно, это не является аргументом против ее существования, ведь сложились определенные научные традиции», - рассказал он Центру политического анализа.
Куренной призвал снизить градус дискуссии, назвав алармизм безосновательным. «Мы видим, что речь идет о попытке реорганизации, причем действия, которые предпринимаются, имеют рамочный характер. В любом случае, я считаю, что подходить нужно очень внимательно, смотреть конкретно по институтам, по их функциональности и не принимать решений скоропалительного свойства. Подход должен быть дифференцированным», - считает он.