20 апреля, суббота

Путин велел бизнесу выйти из сумрака

28 июня 2013 / 22:04

Президент поручил контрольно-финансовым ведомствам разработать Национальный план вывода страны из оффшоров

Горячо обсуждаемая в экспертной среде последние месяцы тема о миллиардах долларов, которые утекают из России в оффшоры, на днях достигла кульминации. Президент РФ Владимир Путин на встрече с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным поручил создать Национальный план по борьбе с отмыванием денег. Что конкретно подразумевается под «национальным планом» пока точно неизвестно, но специалисты в области противодействия коррупции уже готовы поделиться своими ожиданиями.

Встреча президента и главы Росфинмониторинга была приурочена к скорому началу председательства России в Международной группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) – с 1 июля. По словам Чиханчина, ни одна из стран FATF (государства СНГ плюс Индия и Китай) на сегодняшний день не состоит в мировых черных или серых списках (там, где распространено отмывание денег). Тем не менее, по его словам, еще предстоит большая работа по укреплению нормативной базы – это и есть главная задача России, как председателя.

Владимир Путин, в свою очередь, дал поручение совместно с Центробанком разработать «национальный план по борьбе с отмыванием денег, по борьбе с уклонением от уплаты налогов, и деофшоризации, с пониманием того, кто является конечным бенефициаром той или другой компании».

«Я обращаю на это внимание: это действительно важная задача», - подчеркнул глава государства.

О том, что вопросы бенефициарства будут ключевыми в предстоящей работе FATF, заявил и Чиханчин, добавив, что для реализации плана потребуется до 200 тысяч специалистов, которых будут готовить на базе существующих профильных вузов.

Отметим, что проблема теневого вывода денег из России стоит в последнее время весьма остро. О том, что страна теряет колоссальные средства в результате применения «серых» бизнес-схем, вывода средств в офшоры, попыток уклонения от налогов и прочее сообщалось уже неоднократно.

Например, еще в феврале 2013 года международная исследовательская организация Global Financial Integrity (GFI), отслеживающая незаконные финансовые потоки в мире, констатировала, что из России за последние 17 лет в результате незаконных операций утекло 782,5 млрд долларов.

В докладе «Эквивалент убегающих денег», подготовленном специалистами «ФинЭкспертизы», говорится, что только в 2012 году Россия потеряла 1,7 триллиона рублей или 56,8 миллиарда долларов. По официальным данным, потери в 2012 году были значительно ниже - 565 миллиардов рублей – однако все равно весьма внушительны.

Впрочем, прежде эта проблема стояла особняком и считалась уделом профессиональных экономистов – темой для кулуаров всевозможных профильных мероприятий. Первый серьезный публичный сигнал прозвучал от Владимира Путина на Петербургском экономическом форуме.

«Мы будем бороться с эрозией налоговой базы, с уходом в офшоры, работая здесь как на национальном, так и на международном уровне», - заявил он.

«Для нас, для Российской Федерации – это проблема. У нас избыточное использование оффшорных зон, - считает президент. - Мы часто даже по крупным предприятиям не знаем, кто хозяин того или иного объекта. Не можем их найти. Оффшоры, как русская матрешка. Она такая большая, длинная и, пока доковыряешься, непонятно, что будет в конце».

Очевидно, что создание Национального плана по борьбе с отмыванием денег – это шаг в направлении решения этой проблемы. Однако что из себя будет представлять этот проект пока неясно.

Например, замдиректора «Transparency International – Russia» Иван Ниненко сравнивает его с уже существующим Национальным планом противодействия коррупции. Эксперт опасается, что в обоих случая все ограничится лишь «благими пожеланиями».

«Чтобы реально это сделать, чтобы меры были эффективны нужно подключить много различных ведомств, скоординировать их работу. Вот для этого и создается такой план, который включает в себя разные направления: это и законодательная деятельность и обучение госслужащих, представителей бизнеса, некие просветительские мероприятия», - пояснил он, добавив, что также нужно участие различных гражданских и политических сил.

В свою очередь, член Координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией Ирина Рукина отмечает, что ключевой момент в поручении президента – поиск механизма выявления конечного бенефициара.

«Мы должны реально знать владельцев офшоров. Достаточно вспомнить ситуацию с аэропортом «Домодедово», когда невозможно было найти владельца. Это очень опасная ситуация. Такая задача впервые поставлена, поставлена очень правильно и в нужный момент», - говорит она.

Однако попытки установить такой финансовый контроль можно расценить, как попытку влезть в частную жизнь людей. То есть, имеется риск нарушения прав человека. По мнению Ниненко, чтобы этого избежать «нужно обязать раскрывать своих бенефициаров компании, работающие с государственными органами, то есть тех, кто участвует в государственных тендерах».

«Часто бывает так, что выгодоприобретателя тендера установить нельзя. А это очень опасно, потому что выгодоприобретателем может оказаться то же лицо, которое этот тендер и объявило. Это прямой коррупционный механизм», - говорит эксперт.

Философски к инициативе Путина отнесся председатель Межрегиональной общественной организации «Общественный антикоррупционный комитет», депутат Госдумы от «Справедливой России» Антон Беляков. По его мнению, принятие законов по деофшоризации нужно, как и необходима борьба с «зарплатами в конвертах», необходимо создавать правила трансфертного ценообразования и так далее. «Но у нас в стране большинство сухих и прагматических инициатив налетают на проблему ментальности», - констатирует парламентарий.

По мнению Белякова, прежде всего нужно менять отношение людей к попыткам спрятать деньги, чтобы коррупционерами в стране стали считаться не только чиновники, берущие взятки, но и все, кто эти взятки пытается дать, кто участвует в бытовой коррупции. А это, считает депутат, можно сделать лишь с помощью государственной пропаганды.

«Чтобы решить поставленную задачу – это мировоззрение нужно ломать»,- говорит он.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
28 июня / 22:08
Нужно обязать раскрывать своих бенефициаров компании, работающие с государственными органами
Часто бывает так, что выгодоприобретателя тендера установить нельзя. А это очень опасно, потому что выгодоприобретателем может оказаться то же лицо, которое этот тендер и объявило {Читайте далее}
Ниненко Иван Сергеевич, заместитель директора «Transparency International – Russia»
28 июня / 22:10
Общественный запрос на ловлю жуликоватых чиновников как бы существует, а само общество проблему в себе даже признать не хочет
Борьба с коррупцией – это слом устоев, изменение традиций. Это не просто введение какого-то нового налога {Читайте далее}
Беляков Антон Владимирович, председатель Межрегиональной общественной организации «Общественный антикоррупционный комитет», депутат Госдумы от «Справедливой России»
28 июня / 22:12
Мы должны реально знать владельцев офшоров
Достаточно вспомнить ситуацию с аэропортом «Домодедово», когда невозможно было найти владельца {Читайте далее}
Рукина Ирина Михайловна, член Координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией